Лекция 1. Предмет логики
Изучение, имеющее своим предметом способы и законы действия разума, должно само по себе представлять величайший интерес, по крайней мере, не меньший интерес, чем познание законов природы и ее отдельных образований.
Г. Гегель
Содержательно слово "логика" многозначно, а по области применения почти универсально. Логику находят всюду, даже там, где ее попирают, — в сфере абсурда.
Сегодня едва ли кого удивишь словосочетанием "логика абсурда". И вовсе не потому, что современный человек привык к оксюморонам ("остроумным глупостям") — к сочетаниям несочетаемого. Проще всего было бы сослаться здесь на игровое легкомыслие человека культуры постмодерна. Однако весьма далекие от подобных искушений люди находили в философии абсурда "чистейший рационализм, только с отрицательным коэффициентом, со знаком минус". В принципе логика есть там, где есть система. И поскольку мир структурирован, он оказывается полем логики. Мы можем находить логику даже в заблуждениях и невежестве, чудесах и т.п., если они взаимно согласованы.
Какое это имеет отношение к сфере управления? — Самое непосредственное, поскольку управленческая деятельность структурирована и осуществляется в структурированной реальности. Да и по определению, управление — это функция системы, обеспечивающая сохранение ее структуры, поддержание режима деятельности, реализацию определенных программ и целей. Как видим, управленческая деятельность и по основному смыслу своему нацелена на упорядочение, структурирование реальности и, как следствие, чревата логикой. Более того, в некотором смысле она сама является активной логикой — разумной мыслью в действии.
Разумеется, в управлении есть много того, что выходит за рамки логики. Например, велика роль интуиции — непосредственного постижения истины, без выводов и доказательств. Но интуиция не исключает логики. То, что дано нам в непосредственной очевидности, как правило, нуждается в рационально структурированном осмыслении и выражении. В управлении есть много дологического и сверхлогического, образующего массив неявного, невербального знания, но и оно может в какой-то мере стать явным и вербально выраженным. Здесь уместно привести рассуждение выдающегося отечественного мыслителя С. Н. Булгакова (1871 — 1944): "Жизнь, как конкретное единство алогического и логического, конечно, остается сверхлогична, не вмещается пи в какое логическое определение, имеющее дело лишь с се гранями и схемами, а не с живою се тканью, однако она не становится от этого антилогична или логически индифферентна. Она рождает мысль, она мыслит и имеет свое самосознание, она рефлектирует сама на себя. Начало логическое имеет свои границы, которых оно не может перейти, но в этих пределах оно нераздельно господствует. Алогическое нерастворимо логическим и непроницаемо для него, но оно вместе с тем само связано логическим. Логическое и алогическое сопряжены и соотносительны. ...Мысль родится в жизни и от жизни, есть ее необходимая ипостась".
В силу многозначности слова "логика" и во избежание путаницы следует уточнить словоупотребление. Во-первых, принято различать:
1) "логику вещей" как закономерную связь явлений объективного мира — это онтологический (бытийный) аспект логики;
2) "логику познания" как закономерный путь к истине — это гносеологический (познавательный) аспект логики;
3) "логику доказательств и опровержений" как закономерную организацию рассуждений (собственно логический аспект).
Здесь речь идет о логике в третьем значении (первое и второе — это область философии).
Во-вторых, в мышлении выделяют формальную и содержательную сторону рассуждений. В реальном мыслительном процессе они неразрывны, но в познавательных целях их обособляют. Логика с момента своего зарождения — от Аристотеля и до начала XIX в. исследовала исключительно формальную сторону мышления и получила название формальной логики. Начиная с Гегеля, предметом изысканий становится не только форма, но и ОГЛАВЛЕНИЕ мысли в их противоречивом единстве. Это — диалектическая логика, более высокий тип. Его появление не означает полного исчерпания возможностей формальной логики, которая продолжает развиваться и поныне. В данном случае мы имеем дело с началами формальной логики в ее традиционном варианте и почти не касаемся современной формальной логики, называемой символической.
В-третьих, следует различать естественное здравомыслие человека, позволяющее ему более или менее уверенно ориентироваться в мире, и пауку логики как теорию мышления. Люди мыслили логично задолго до того, как появилась теория мышления, и в большинстве своем продолжают мыслить так, как будто она никогда и не появлялась. Здесь уместна ироничная аналогия Гегеля по поводу того, что логика якобы научает мыслить. "...Это похоже на то, как если бы сказали, что только благодаря анатомии и физиологии мы научаемся переваривать пищу и двигаться". Но у этой аналогии есть неироничное продолжение: "Так же как эти науки полезны для диеты, так и за изучением форм разума следует, без сомнения, признать еще более важное влияние на правильность мышления". Теория мышления — это лишь инструментарий мыслящего человека. Чтобы воспользоваться им, нужно уже мыслить. Наличие хорошего инструментария еще не делает нас мастерами. Можно выучить все законы и правила логики, но так и не научиться мыслить. От глупости, как говорится, нет лекарства. И тут изучение логики вряд ли что изменит. Но неглупому человеку может реально помочь. Здесь напрашивается еще одна аналогия. Рука искусного мастера может начертить идеально прямую линию. А рука школьника сделает то же самое с помощью линейки. Это не снимает различий между мастером и школьником, но свидетельствует о пользе инструментария, причем, не только для ученика. Иными словами, речь пойдет о НАУКЕ логики. А у всякой науки есть свой объект и предмет.