Лекция 1. ПРЕДМЕТ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• что такое исторический источник;

• виды исторических источников;

• классификации исторических источников и критерии их выделения;

уметь

• обосновывать сущность источниковедения как особой науки;

• определять вид источника;

• определят!" место источника в классификации;

• сравнивать классификации источников по критериям их выделения и обосновывать преимущества и недостатки различных классификаций;

владеть

• основами применения результатов и методов вспомогательных исторических дисциплин (исторической хронологии, исторической метрологии, сфрагистики, нумизматики и т.д.) в источниковедческом исследовании.

Ключевые термины и понятия: исторический источник, виды исторических источников, материальные источники, письменные источники, иллюстративные источники, документальные источники, нарративные источники, классификация источников, источниковедение как наука, источниковая база, вспомогательные исторические дисциплины.

Понятие исторического источника

Произошло историческое событие. Оно случилось много лет назад. Как нам узнать, что произошло? Как воссоздать историю данного события?

Обычные способы познания мира здесь не подходят. Невозможно непосредственно наблюдать события, случившиеся в прошлом. Мы не можем поставить эксперимент: нельзя заново разыграть Куликовскую битву или открыть Америку. То же самое относится к практическому опыту, историк здесь ограничен продолжительностью собственной жизни и может полноценно вжиться в роль только кого-то из современников, но никто никогда не сможет побывать комиссаром Красной армии или командиром римского легиона.

Значит, надо изучать следы, оставленные прошлым. Какими они могут быть? Прежде всего это разного рода материальные объекты: здания, захоронения, мемориальные памятники и т.д. Если древние памятники сохранились до наших дней, то ими занимаются историки архитектуры, искусствоведы и др.

Многие из материальных объектов скрыты под землей или водой: остатки древних поселений и сооружений, следы хозяйственной деятельности человека, могилы и могильники и т.д. Их можно изучить путем раскопок. Этим занимается специальная наука – археология. В результате раскопок в распоряжении ученых оказываются извлеченные из земли вещи (их называют артефактами): предметы труда и быта, оружие, украшения, фрагменты одежды и т.д. Артефакты не обязательно находятся в земле, они могут многие годы пролежать в различных хранилищах (например, церковных, музейных, семейных). Для изучения многих из них существуют узкоспециализированные науки, которые называются вспомогательными историческими дисциплинами, например, история монет (нумизматика), история печатей (сфрагистика), история наградных знаков (фалеристика) и т.д.

Изучение материальных объектов и предметов совершенно необходимо для правильной реконструкции прошлого, но есть одна существенная особенность: по материальным объектам и предметам очень часто невозможно воссоздать историю событий. Сами по себе вещи немы, их исследование позволяет узнать многие факты экономики, быта, материальной культуры, уровня технологий, особенностей религиозных обрядов, социальных отношений, военной культуры, денежного обращения и т.д. Однако даже по очень подробному набору вещей, если на них нет надписей, очень сложно воссоздать последовательность событий. Нужен рассказ о том, как, собственно, было дело, который и позволит узнать факты и их связь друг с другом, имена, даты и т.д. Такой рассказ может существовать в виде устного предания, легенды, былины, изучением которых занимаются исследователи фольклора, а также специалисты по опросу, интервьюированию ветеранов, старожилов и других еще живых очевидцев, хранящих память о прошлом. Научная работа по воссозданию сведений о прошедших событиях путем фиксации рассказов очевидцев называется устной историей.

Прошлое фиксируется в иллюстративных памятниках, которые изучает наука искусствоведение. В ранних эпохах изобразительными источниками были картины и рисунки, созданные художниками. Они нередко не фиксировали реальность, а рисовали ее в соответствии с законами жанра (например, на средневековых миниатюрах античные герои одеты в одежды, современные эпохе автора миниатюры). Даже после появления в XIX–XX вв. фотографии и киносъемки многие художники участвовали в поддержании исторических мифов, поэтому чтобы установить, насколько тому или иному художественному изображению можно доверять, требуется тщательный научный анализ.

Что же тогда остается в качестве главного источника сведения о прошлом? Тексты, фиксирующие рассказ о прошлом и отражающие происходившие события. Как правило, они написаны на бумаге. Именно в них в полной мере отражена история событий. На их основе можно реконструировать исторические факты в их последовательности и причинно-следственной связи. Привлечение всех остальных источников (материальных, фольклорных, устных, иллюстративных) абсолютно необходимо, но для написания истории как истории произошедших событий но сравнению с текстами и документами они будут играть роль дополняющих и уточняющих материалов.

Главным источником информации о прошлом для нас являются тексты, фиксирующие рассказ, повествование о прошедших событиях, а также документы прошедшей эпохи.

Существует много определений исторического источника. Приведем некоторые из них:

"Исторические источники – это или письменные, или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц и целых обществ" (В. О. Ключевский).

"В обширном смысле понятие исторического источника включает или заключает в своем содержании всякий остаток старины" (С. Ф. Платонов). "Исторический источник – это реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением" (А. С. Лаппо-Данилевский).

"Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества" (Μ. Н. Тихомиров). "Исторический источник – это все, непосредственно отражающее исторический процесс, все, созданное, человеческим обществом" (Л. Н. Пушкарев). Исторический источник – это "...все, что может источать историческую информацию... не только то, что отражает исторический процесс, но и ...окружающая человека естественно-географическая среда" (С. О. Шмидт). "Источник – продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о социальных явлениях и процессах" (О. М. Медушевская).

Как мы видим, несмотря на все разнообразие вариантов, в принципе, все они сводятся к знаменитому высказыванию, сделанному еще в 1833 г. австрийским историком 3. Бехером: "Источник – это то, из чего черпается материал для истории". Им может быть любой носитель информации о прошлом.