Предмет и функции экономической теории
У всякой науки свой предмет, т.е. своя главная тема исследований. Экономическая теория – наука общественная, или социальная (от лат. socialis – общественный). Это значит, что наряду с другими такими же науками (скажем, историей, педагогикой, политологией) она исследует мир общества, совместную жизнь в нём людей. При этом, однако, у каждой социальной науки (кроме социологии, изучающей общество в целом) своя сфера, свой круг проблем. К примеру, у политологии – сфера политики, у истории – процесс развития общества, у педагогики – проблемы духовной жизни: образования, обучения, воспитания.
В центре внимания экономической теории – хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ. Конкретнее, это вопросы о том, какие ресурсы нужны производству, как осуществляется хозяйственный процесс, зачем экономике деньги, как согласовать экономическую деятельность многих людей, что такое рыночный механизм и может ли он работать без свободных цен и конкуренции; наконец, почему возникают кризисы, безработица и как их смягчить.
Однако наука – это обязательно поиск, бесконечные попытки найти что-то всё более совершенное. В хозяйственной сфере это поиск наибольшей социально-экономической эффективности. Что мы имеем в виду? Наиболее благоприятную для человека "стыковку" хозяйственных ресурсов с общественными потребностями. Ведь люди ведут производство, чтобы удовлетворять свои потребности. Но последние постоянно растут, так как растёт население, обновляются и расширяются человеческие запросы. Ресурсы же производства всегда ограниченны (или ре́дки, как говорят на Западе), и при их использовании возникают свои трудности и проблемы.
Вот конкретный пример – каменный уголь. Долгое время он служил для нас надёжным энергоресурсом. Но, во-первых, этот минерал исчерпаем и когда-нибудь да закончится. Во-вторых, увеличение его сжигания на те плоэлектростанциях всё более загрязняет нашу планету. В-третьих, сама добыча угля порождает массу социальных проблем•, тяжесть и смертельная опасность шахтёрского труда, профессиональные заболевания, поголовная безработица среди горняков, когда шахта своё отработала и закрывается...
Здесь-το и возникает двойной вопрос об эффективности применения энергоресурсов: с одной стороны, чем рациональнее
[1] заменить уголь при выработке энергии (чтобы это было дешевле, безопаснее, чище и менее исчерпаемо), а с другой – ка́к оптимизировать[2] её потребление, не ухудшая условий жизни людей? Цепочка подобных проблем бесконечна. Как бесконечен и поиск их всё более рациональных решений. Этим поиском эффективности и занимается экономическая наука в своей хозяйственной сфере.Таким образом, суть социально-экономической эффективности в том, чтобы общество могло получать максимум необходимых ему жизненных благ при минимуме ресурсных затрат, неизбежных потерь и социальных издержек (бедность, безработица, кризисы, рост цен, преступность, вредное воздействие производства на природу, на здоровье людей и т.п.). Оттолкнувшись от этого, можно окончательно сформулировать сам предмет нашей науки: экономическая теория изучает хозяйственную жизнь общества и пути достижения в ней максимальной социально-экономической эффективности.
Из многочисленных функций экономической теории выделим четыре самые важные (рис. 1.3). Так, первая – эмпирическая функция. Она говорит нам о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. empeiria – опыт), т.е. основываются на живом, практическом опыте. Учёные- экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами (ростом или падением производства, за изменениями себестоимости продукции и цен, потоками капиталов, товаров, денег и другими событиями). Только на такой, фактической, базе можно делать научные, объективные[3] выводы и строить правильные, жизненные теории. Вперед, теоретическая функция как раз и проявляется тогда, когда учёные обобщают и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности и принципы экономики, представляют полученные знания в виде тех или иных понятий, терминов, определений (или дефиниций[4]), а также теорий, концепций[5], доктрин[6]. Без всего этого наши знания неизбежно оставались бы путаным нагромождением фактов.
Рис. 1.3. Основные функции экономической теории
Благодаря образовательной функции многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Жизнь современного человека буквально пронизана экономикой, поэтому все учебные программы предусматривают изучение её законов и принципов. Экономические знания позволяют людям чувствовать себя увереннее и дают возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях (например, при покупке товаров или услуг, найме на работу, размещении своих денежных сбережений и т.д.).
Наконец, практическая функция, или как её ещё называют, прагматическая[7], или прикладная. Она заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов (от греч. prognosis – предвидение, предсказание) развития тех или иных процессов в экономике, а также в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства.