Лекция I. Предмет философии
АРИСТОТЕЛЬ (384–322 до н.э.) – древнегреческий философ, крупнейший систематизатор античных знаний. Родился в Стагире (отсюда прозвище – Стагирит). Ученик Платона, участник платоновской Академии. В 335 г. до н.э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειο – лицей, или перипатетическая школа). Воспитатель Александра Македонского. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все отрасли современного для того времени знания. "Первая философия" (метафизика) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. Один из родоначальников биологии и физики. Работы об искусстве, поэзии и риторике ("Риторика", "Поэтика"), В теории государства наилучшей формой государственного устройства считал "политик)", наихудшей – тиранию. В этике сторонник теории середины и меры ("Никомахова этика", "Большая этика" и др.). Взгляды Аристотеля оказали серьезное влияние на последующее развитие человеческой мысли.
Книга шестая (Ζ)[1]. 7 (VII). Мудрость в искусствах мы признаем за теми, кто безупречно точен в [своем] искусстве; так, например, Фидия мы признаем мудрым камнерезом, а Поликлета – мудрым ваятелем статуй, подразумевая под мудростью, конечно, не что иное, как добродетель, [т.е. совершенство] искусства. Однако мы уверены, что существуют некие мудрецы в общем смысле, а не в частном и ни в каком другом, как Гомер говорит в "Маргите":
Боги не дали ему землекопа и пахаря мудрость,
Да и другой никакой.
Итак, ясно, что мудрость – это самая точная из наук. А значит, должно быть так, что мудрец не только знает [следствия] из принципов, но и обладает истинным [знанием самих] принципов (pen tas arkhas alctheyein).
Мудрость, следовательно, будет умом и наукой, словно бы заглавной наукой о том, что всего ценнее. Было бы нелепо думать, будто либо наука о государстве, либо рассудительность – самая важная [наука], поскольку человек не есть высшее из всего в мире. Далее, если "здоровое" и "благое" для людей и рыб различно, но "белое" и "прямое" всегда одно и то же, то и мудрым все бы признали одно и то же, а "рассудительным" разное. Действительно, рассудительным назовут того, кто отлично разбирается в том или ином деле, {касающемся [его] самого}, и предоставят это на его усмотрение. Вот почему даже иных зверей признают "рассудительными", а именно тех, у кого, видимо, есть способность предчувствия того, что касается их собственного существования. Так что ясно, что мудрость и искусство управлять государством не будут тождественны, ибо если скажут, что [умение разбираться] в собственной выгоде есть мудрость, то много окажется мудростей, потому что не существует одного [умения] для [определения] блага всех живых существ совокупно, но для каждого – свое, коль скоро и врачебное искусство тоже не едино для всего существующего.
А если [сказать], что человек лучше [всех] прочих живых существ, то это ничего не меняет, ибо даже человека много божественнее по природе другие вещи, взять хотя бы наиболее зримое – [звезды], из которых состоит небо (kosmos).
Из сказанного, таким образом, ясно, что мудрость – это и научное знание, и постижение умом вещей по природе наиболее ценных. Вот почему Анаксагора и Фалеса и им подобных признают мудрыми, а рассудительными нет, так как видно, что своя собственная польза им неведома, и признают, что знают они [предметы] совершенные, достойные удивления, сложные и божественные, однако бесполезные, потому что человеческое благо они не исследуют.