Предмет философии

Включением человека и внечеловеческой реальности вместе с их отношением в основной вопрос философии, о чём разговор пойдёт ниже, задаётся возможность выхода на предмет философии, который предстаёт как концентрированная форма развёртывания отношения "универсум — человек". Поскольку уже один из компонентов отношения — человек предстаёт как субъект отношения, само отношение приобретает активный, функциональный, деятельностный характер. Человек (как общественный субъект) своей активностью определяет движение от универсума к себе и движение от себя к универсуму. Вот здесь и заключено всё богатство философской проблематики через предмет её изучения:

- учение об универсуме (онтология);

- учение о человеке (антропология);

- учение об отношении универсума и человека;

- учение об отражении, духовном освоении универсума человеком: теория познания и теория оценивания (гносеология и аксиология);

- учение о трансформации универсума в мир — духовно освоенный человеком универсум;

- учение о преображении, практическом освоении универсума человеком (методология и праксиология);

- учение о трансформации универсума в среду — практически освоенный человеком универсум.

Традиционная философия в этом плане находит своё точное место в соответствии с предметом изучения (предмет любой науки должен представлять её целиком во всём многообразии связей и отношений, если же необходимо представить какую-либо часть науки, в том числе и философии, то целесообразно говорить об объекте изучения, исследования).

Основной вопрос философии

В философии России советского периода культивировалось положение, сформулированное Ф. Энгельсом в работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", согласно которому основной вопрос философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию.

Такой подход к формулировке основного вопроса философии базировался на двух фундаментальных фактах человеческой жизни:

- во-первых, существуют материальные, независимые от человека, несозданные им явления, но также и духовные, принадлежащие человеку, — сознание, воля, мышление;

- во-вторых, каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и отличает себя от всего другого, соотносит свои цели с действительностью, оценивает действительность.

"Двойственный" характер человеческой практики, "удвоение" человеком себя и своего мира в сознании является базисом выделения в качестве основного вопроса философии — вопроса об отношении духовного к материальному.

Основной вопрос философии в марксистской литературе делился на две стороны:

- первая — что является первичным, дух или природа;

- вторая — познаваем ли мир.

Современная философия признаёт недостаточным рассмотрение только этих двух сторон, указывая на необходимость вычленения в рамках основного вопроса проблем оценочного

(аксиологического) и практического (праксиологического) отношения духовного к материальному, о чём уже говорилось ранее в аспекте отношения "универсум — человек".

Решая вопрос о первичности материального или духовного, философы мировоззренчески разошлись по двум принципиально разным направлениям — материализм и идеализм:

- материалисты за субстанциальное, первичное принимают материю — объективную реальность;

- идеалисты, наоборот, материальное считают продуктом духовного: идеи, сознание, воля, абсолютный дух, мировой разум... творят, по их мысли, всю наличествующую действительность.

Есть примеры и иного подхода к выделению основного вопроса философии. В частности, этому отвечают позиции французского мыслителя-экзистенциалиста А. Камю и русского философа-экзистенциалиста Н. Бердяева.

А. Камю, сосредоточив внимание на проблемах человеческого существования и показав его абсурдность, задавал ключевой для себя вопрос: "Стоит ли жить?" И философски отвечал, что вопрос о смысле жизни он считает самым неотложным из всех вопросов.

Камю Альбер (Camus) (1913-1960 гг.), французский писатель и философ-экзистенциалист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957 г.). Участник движения французского сопротивления в годы Второй мировой войны. В повести "Посторонний" (1942 г.) тема абсурдности жизни раскрывается им через поток сознания внутренне опустошенного героя. В романе-притче "Чума" (1947 г.) с антифашистским, антитоталитарным подтекстом, философских книгах "Миф о Сизифе" (1942 г.), "Бунтующий человеку" (1951 г.), пьесе "Калигула" (1944 г.) — происходят поиски мировоззренческих опор в лишённом как Бога, так и какого-либо смысла мире, показана иллюзорность безграничной личной свободы, а также стоическое, "без надежды на успех", противостояние абсурдному бытию. Живо переживал любую несправедливость по отношению к человеку, резко негативно относился к сталинскому послевоенному тоталитарному режиму.

Трагически погиб в автомобильной катастрофе.

Для Н. Бердяева основная проблема — это проблема свободы личности: её сущности, природы, предназначения. Он отмечал, что личность есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает, подобно индивидуализму, эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным ОГЛАВЛЕНИЕм.

В приведённых подходах, однако, размывается предмет философии, который мы обозначили через отношение человека и универсума. Ни сам человек в отдельности, ни в целом универсум не являются предметом философского изучения (для этого есть частные науки — естественные, гуманитарные, общественные и технические), а именно отношение "универсум — человек" раскрывает всё богатство философского подхода и его универсальность.

В то же время необходимо отметить, что философы, считающие философию наукой, так определяют её предмет:

- философия — наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления;

- философия — наука о всеобщем в отношениях человека и мира;

- философия — наука о всеобщих началах сущего. Отмеченный подход к её предмету получил название онтологического.

Другой тип определений — антропологический.

В частности, Н. Бердяев определял философию как науку о духе, считая, что наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании.

В приведённом выше понимании предмета философии (Л. Зеленов) не игнорируется вся традиционная философская проблематика, а, напротив, находит своё точное место: во-первых, субстанция, атрибуты, потенциальное и актуальное, пространство и время, движение, взаимодействие...; во-вторых, материя, сознание, теория познания, учение об истине...; в-третьих, общественное бытие, общественное сознание, предметная деятельность...

Зеленов Лев Александрович (1933 г.), доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и политологии, заслуженный работник высшей школы РФ. Основатель Нижегородского философского клуба (1969 г.). Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета (1956 г.). Является автором ряда учебных пособий, монографий, научных статей и докладов по сущностным проблемам философии. Председатель диссертационного совета по философским специальностям при Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете. Зеленое родился в селе Сарлей Дальнеконстантиновского района Горьковской области в простой семье: отец — железнодорожник, мать — колхозница. Трижды женат, шестеро детей.