Лекция 1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ
Этика - особая область философского знания, прямо связанная с этическим (моральным) аспектом философии в целом.
Философия как дело самого философа и как общественно ценное занятие возникает в рамках стремления человека к совершенному образу жизни. Она именуется любовью к мудрости - не знанием мудрости, а именно любовью к ней. В интеллектуальном освоении мира, его познании философия ищет не просто истину, а истину, достойную того, чтобы тянуться к ней, которая способна человека, овладевшего ею, сделать лучше. Философия не просто регистрирует то, что существует, она еще наставляет на путь истины. Она изначально вдохновлялась убеждением, которое в Евангелии звучит так: "Познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8:31).
Парменид, выделяя бытие как истинный предмет философии, удовлетворял любопытство юноши, который искал правду жизни. Вечная истина и изменчивые мнения - это не просто гносеологические категории, это два пути, которые ведут человека в разные стороны. И об этом различии преисполненному нравственным порывом юноше в поэме Парменида "О природе" поведала богиня справедливости.
Философское знание всегда нравственно нагружено, и этим оно отличается от научного знания в узком смысле слова. Научное знание достигается в рамках разделения мира на субъект и объект: субъект - тот, кто познает, объект - то, что он познает. Научное знание в своем содержании существует независимо от субъекта, оно объективно: оно является, конечно, знанием субъекта, но знанием о том, что находится вне него и существует независимо от него. Субъект и объект в процессе познания, конечно, взаимодействуют, но только в рамках их изначальной разделенности. Для научного познания мир, включая и самого человека, - это совокупность объектов, которые предстоит исследовать (измерить, сосчитать, взвесить, отсортировать, обнажить, испытать на твердость, упорядочить и т.д.), а познающий субъект есть тот, кто находится вне и должен все это проделать. Научное познание до такой степени объективировано, отделено от познающего субъекта, что его результаты признаются достоверными только в том случае, если их может повторить любой другой человек.
Вполне закономерен вопрос, откуда взялось учреждающее познавательный процесс разделение мира на субъект и объект? Разве оно не является человеческим и в этом смысле вполне субъективным деянием? Ведь кто-то же и почему-то назвал истину истиной, а заблуждение - заблуждением. И нацелил на то, чтобы стремиться к истине и избегать заблуждения. Познание не изначально: за ним стоит человек-философ, убежденный в том, что существует такое знание, которое сделает его лучше, освободит его. И он называет его истиной. Философское знание - возвышающее знание. Оно принципиально замкнуто на субъекта, субъектно. Здесь объект никак не может быть отделен от субъекта, напротив, включен в него. За гносеологическим субъектом научного познания стоит (маячит, скрыт) нравственно озабоченный субъект познания философского. Рассмотренное в гносеологическом аспекте понятие истины объективно и тем самым ценностно нейтрально. Однако сама установка на объективное познание является субъективной, она имеет изначальный ценностный смысл - найти в мире опору стремлению человека преодолеть свою ограниченность, конечность, достичь совершенства. Научное познание отвечает на вопросы: что и как? Философское познание отвечает также и прежде всего на вопрос: для чего?
Мораль как внутренний пафос, вдохновляющая человеческая основа философии естественным образом стала также ее важнейшим предметом. Философ не только устремился к совершенству, встав на путь познания истины, он решил одновременно познать природу этого устремления. Древнейшим, принципиальным, в известном смысле даже исчерпывающим членением философии стало ее разделение на логику, физику и этику. Логика, эпистемология, методология формулируют канон мышления, основной инструментарий философии. Физика, учение о природе, онтология являются результатом приложения этого канона к объективному миру, сфере необходимости. Этика - рассмотрение сквозь призму этого канона действующего морального субъекта, сферы свободы в широком значении слова. Этика была не просто выделена как особая область философии, исВперед мир свободы (в отличие от необходимости природы) и практического действия (в отличие от логики, теории). Она одновременно была обозначена в качестве ее (философии) организующего центра. Это хорошо передает образный ряд, который мы находим у Секста-Эмпирика. Если философию уподобить яйцу, то логика будет скорлупой, физика - белком, а этика - желтком. Если сравнить ее с человеческим телом, то логика - это костная система, физика - плоть, этика - душа. Если воспользоваться метафорой сада, то логика - ограда, физика - деревья, этика - плоды. Это представление об этике как фокусе, конечной цели философских поисков стало всеобщим убеждением, которое никем не оспаривалось, но крайней мере в рамках самой философии.