Предметность потребностей. Предметы и объекты потребностей
Как психическое явление субъективное переживание потребности в виде влечения к чему-то или отвращения от чего-то, как желание или хотение чего-то должно быть предметным. Это общее правило психических явлений. Но переживаемая потребность должна быть предметной не только по логике, но и по делу. Переживаемая потребность всегда есть потребность в чем-то, что ее удовлетворяет. Это что-то и есть предмет потребности. В качестве предмета потребностей могут быть природные и социальные объекты, предметы культуры, научные идеи, само ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности, удовольствие от различных объектов и активности и т.д. Поэтому все потребности, представленные на уровне субъекта деятельности, имеют предметный характер. Это относится не только к пище, что вроде бы понятно, но это относится и к потребности в кислороде (мы ищем воздух, а рыба – воду), и к исследовательской потребности (что исследуется), это относится и к потребности в безопасности (чего боимся), это относится и к игровой потребности (во что играем) и к другим потребностям, включая производные потребности в регуляции функционального и эмоционального состояния субъекта через отдых и движение, являющиеся средством, через которое удовлетворяются эти потребности. И они сами имеют предметную направленность – мы стремимся не к любому движению, а к тем его видам, к которым мы привыкли, например, к конкретной игре. И эмоциональное наслаждение мы стремимся получить от привычных для нас дел или предметов (веществ). И наш отдых часто – это наше конкретное увлечение, и наш сон – это сон в конкретных условиях.
Предметность потребности часто не различают с направленностью потребности на объекты или на результаты активности по ее удовлетворению. Поэтому споры о различиях, так называемых субстанциональных предметных потребностей и потребностей функциональных (движение, например), основаны на недоразумении. Все потребности предметны, потому что их предмет это не объект, а то, что удовлетворяет потребность. Он может быть воплощен в различных объектах: в яблоке – объекте природы, в хлебе – изделии человека, в будущем кинофильме для режиссера, в будущей книге для писателя, в будущей симфонии для композитора, в удовольствии от движения и т.д. Все они могут приобрести для субъекта смысл предметов определенных потребностей. Сон, отдых, движение – это производные потребности второго порядка, средства удовлетворения потребности в поддержании оптимального функционального состояния исполнительских систем субъекта природной деятельности. Но и сон, и отдых, и движение у человека опредмечены конкретным ОГЛАВЛЕНИЕм активности и условиями, они должны приводить к хорошему самочувствию как отражению функционального состояния субъекта деятельности.
Потребности опредмечиваются не только в объектах, приобретающих смысл предметов потребностей. Уже на уровне природного субъекта некоторые из них воплощаются в активность (потребность в движении). У субъекта социальных отношений многие потребности воплощаются (опредмечиваются) в делах, в жизненных планах с выделением жизненных целей, которые А. Н. Леонтьев называл "мотивами – целями". Эти жизненные планы с осознаваемыми целями приобретают смысл предметов социальных потребностей (гражданских, этнических, профессиональных и т.д.) и поэтому становятся привлекательными и притягательными для субъектов социальных и межличностных отношений. Они реализуются через осознаваемые "цели – средства" и соответствующие действия, объединенные общей направленностью от потребностей человека как социального духовного существа и личности.
Поэтому не случайно А. Н. Леонтьев выделяет предметность как главное свойство потребностей. ОГЛАВЛЕНИЕ предмета потребности либо задано живому существу генетически в признаках объекта (что обычно описывается как инстинктивное влечение), либо животное самостоятельно находит нужный объект при жизни. У многих видов насекомых объект пищевой потребности задан и узнается насекомым по запаху.
Например, колорадский жук питается в основном листьями картофеля, но если картофеля нет, то он переходит на помидоры. У него записана реакция на запах пасленовых, который жук опознает с помощью усиков. Если эти рецепторы (усики) срезать, то жук перестает различать запахи и ест другие растения.
Многие насекомые носят названия по виду потребляемой ими пищи (например, яблоневая плодожорка). Такая "специализация" есть и у таких животных, как муравьеды, которые питаются только муравьями и термитами, имея специальные приспособления для проникновения в муравейник и термитник. Бамбуковый медведь живет и питается только в зарослях бамбука.
Вообще диапазон возможной пищи задается живому существу типом обмена веществ и наличием специальных органов, в том числе пищеварительных, для питания этими видами пищи. Можно выделить классы животных по типу питания, например травоядные и плотоядные.
Выбор конкретного вида пищи (объекта) внутри этого набора для многих не фиксирован, и животное само находит свои объекты пищи через опыт потребления объектов. Этот процесс опредмечивания или установления биологического смысла объектов многократно описан в литературе под разными названиями (например, импринтинг), о чем говорилось ранее.
Установление объекта как предмета пищевой потребности часто происходит при первой попытке ее потребления. Так, крыса, попробовав отравленную ядом пищу, больше никогда не подходит к ней даже при длительном голодании. Если ребенку дать в первый раз апельсин, вымазанный касторкой, то ребенок выплевывает его и в дальнейшем не воспринимает апельсин как съедобный объект.
Первая встреча детеныша с пищей часто происходит благодаря активности матери. У некоторых видов, например у ленивца, мать приучает детеныша употреблять в пищу то, что ест она сама. Этим снимается конкуренция из-за еды в колонии ленивцев, так как почти каждая семья питается своим видом пищи.
Для установления биологического смысла объектов или опредмечивания потребностей у многих видов предусмотрен специальный сензитивный период, когда связь потребности с предметом замыкается практически с первого раза. Это знают все скотоводы и через две недели после отела наряду с молоком дают теленку пучок сена, который теленок начинает жевать. В эксперименте было показано, что если львенку давать мясо на 21–23-й день от рождения, то он тянется к нему и жует. Но если в эти дни ему не давать мяса, то предъявление мяса на 40-й день может не вызвать интереса у львенка. Это не означает, что львенок теперь никогда не будет реагировать на мясо – тип обмена веществ диктует, что основной нищей льва будет мясо. Для многих животных предмету пищевой потребности может соответствовать несколько объектов, подходящих по своим свойствам для того, чтобы быть пищей данного животного, т.е. предметом его пищевой потребности.
У всех животных основным признаком для выбора пищи служит возможность объекта вписаться по своим пищевым качествам в обмен веществ животного, т.е. способность быть пищей. У человека этот признак остается, но нс все, что объективно может быть пищей для человека, воспринимается им как пригодное для еды. На выбор пищи влияют социальные установки, религиозные и личностные ценности.
Многое из того, что считается деликатесом в африканских племенах, некоторые блюда арабской и азиатской кухни не воспринимаются как вкусная пища европейцами. И среди самих европейцев есть несовместимые вкусы – французы, например, едят лягушек, чего остальные народы Европы при всем уважении к французской кухне, как правило, не делают. Мусульмане не едят свинины, пользующейся большой популярностью у многих европейцев. То есть у человека потребность его организма в энергии и химических веществах находится под влиянием уровней и природного, и социального субъекта: она опредмечена на уровне природного субъекта, но это опредмечивание проходит под влиянием культуры и личностных ценностей. Так, при случайном принятии пищи, которая запрещена человеку религиозными или другими правилами (табу), у него может начаться рвота, хотя пища уже давно переварена в желудке.
Наиболее постоянно заметными потребностями уровня субъекта общественных нормативных отношений являются потребности в принятии и общении в группе, потребность в признании и статусе, в эстетических удовольствиях и в средствах удовлетворения потребностей. В отдельные периоды жизни человека и общества на первый план могут выходить потребности гражданского плана, этнические потребности, потребности в социальной безопасности. Для конкретного человека набор и выраженность каждой потребности всегда индивидуален.
На уровне личности потребности всегда малозаметны и представлены человеку как набор его жизненных ценностей, которые, как правило, проявляются в жизненных делах не в определении "что делать", а "как жить" и "каким быть" в соответствии со смыслом жизни. Отсюда – большая роль потребности поиска смысла жизни и потребности в самооценке в юности и в переломные периоды жизни человека. В целом действие личностных ценностей больше проявляется в отношениях людей и в контрольных функциях нравственности в делах человека и его оценках.
Самое заметное место среди потребностей социального субъекта нормативных отношений занимает производная инструментальная потребность в средствах удовлетворения потребностей: в жилище, в мебели, в посуде, в одежде, в автомобилях, в теле- и аудиотехнике и пр.
Дело в том, что субъект социальных отношений переходит к новому способу удовлетворения потребностей (и мы об этом говорили) – к производству объектов, удовлетворяющих потребности, в том числе и организма (объектов, поддерживающих нужные условия, и "объектов – средств", с помощью которых удовлетворяются различные потребности). Задача терморегуляции начинает решаться автоматически через строительство отапливаемых жилищ, строительство теплоцентралей, производство кондиционеров и одежды. При этом меняется и характер процесса удовлетворения потребностей – теперь потребности отдельного человека удовлетворяются не только и не столько через личную активность, сколько через совокупную общественную деятельность, в результате которой часто не нужна даже и личная активность (автоматическое поддержание температуры в доме). Создание изолированных мест проживания человека с комфортными условиями есть аналог морфологического уровня адаптации у растений и животных, только теперь это не природные структуры, а искусственные, намеренно созданные людьми, и не для отдельной особи, а для многих людей.
Теперь потребность организма в энергии удовлетворяется не только через активность природного субъекта, но, главным образом, через деятельность человека как социального существа и совокупную деятельность человечества по производству пищевых продуктов. "Хозяином" потребностей организма и субъекта природных отношений становится социальный субъект, который производит не только предметы основных жизненных потребностей, но и средства их потребления (вилки, ножи, ложки, тарелки, обувь и т.д.), и пригодные условия жизни.
Особенность потребности в средствах удовлетворения потребностей заключается еще в том, что ее объекты одновременно отвечают нескольким потребностям – прежде всего эстетической потребности и потребности в статусе. Во многих обществах (или почти во всех) роскошное жилище, мебель, одежда, автомобили и другие вещи являются признаком богатства и высокого статуса их владельца в обществе. Часть этих предметов есть произведения искусства, по крайней мере, они отвечают эстетической потребности.
Поэтому, например, покупка одежды отвечает сразу ряду потребностей, а именно: потребности в терморегуляции организма, потребности в общественном и профессиональном статусе, эстетической потребности, потребности выделиться из окружающих (демонстрационное поведение). Поступление на учебу в престижное учебное заведение также отвечает (точнее, может отвечать) познавательной потребности, потребности в образовании, потребности в статусе (престижный вуз), потребности в социальной безопасности и комфорте (отказ от службы в армии) и т.д.
Эти примеры означают, что предметы различных потребностей могут замыкаться в одном и том же объекте, а один и тот же объект может иметь смысл предметов многих потребностей, поскольку в объекте много потребительских качеств, через которые и удовлетворяются разные потребности.
Но эти объекты являются еще и товарами, производство которых связано не только с удовлетворением потребностей людей, но и с намерением производителя получить прибыль. Поэтому задачи потребителей и производителей не совпадают. Потребителю нужны предметы потребностей, производителю – прибыль, а для этого – продажи товаров. Используя эстетическую потребность, потребность в статусе и улучшая потребительские качества товаров, производители через моду навязывают потребителю все новые и повью товары, искусственно создавая желание людей иметь их. Создается парадоксальная ситуация избытка потребительских объектов (предметов потребностей) при недостатке у людей модных товаров, удовлетворяющих ту же самую потребность. Это было замечено М. Твеном, сказавшим, что цивилизация – это машина, производящая потребности, в которых никакой потребности нет.
Человечество тратит невосполняемые ресурсы планеты на производство вещей, по сути дела ненужных, истощая ресурсные запасы в погоне за прибылью, что ставит под вопрос дальнейшее существование человечества. Противостоять этому может только человек высшего уровня – уровня личности, чьи потребности нс связаны напрямую с вещами. Только нравственно воспитанная личность может поставить вопрос о формировании разумного способа удовлетворения потребностей.
Развитие потребностей
Производство предметов потребностей ставит вопрос об изменениях потребностей или, точнее, об изменении предметного содержания потребностей. Понятно, что, производя новые объекты потребностей, мы производим и потребность именно в этих предметах (в новой обуви, новой одежде, новых автомобилях, новых песнях, новых кинофильмах и пр.). При этом создаются предметы, меняющие наши возможности общения и передвижения в пространстве (компьютеры, мобильные телефоны, самолеты, автомобили и др.). Поэтому А. Н. Леонтьев прав, говоря вслед за К. Марксом, о развитии потребностей через развитие их предметов. И речь идет не только о развитии существующих потребностей, но и о производстве новых. Новые потребности человека формируются при его вхождении в новые социальные отношения, в том числе и с миром культуры, науки, морали. До появления скрипки не было потребности сочинять и играть на ней скрипичные концерты, а до появления фортепьяно не было потребности в фортепьянной музыке, хотя как базовая неопредмеченная потребность в создании и восприятии музыки была. Новые объекты, становящиеся предметами и новыми средствами удовлетворения старых потребностей, преображают потребности человека, что можно понимать как их развитие.
Познавательная потребность может сформироваться у человека только тогда, когда он попадает в ситуацию, требующую получения не сведений о среде, в которой развертывается поведение, а знаний о предметах, вовлеченных в его созидательную деятельность, и о мире, в котором он живет. Но у человека появляются и новые потребности при включении его в новые социальные отношения (с государством, обществом, этносом, сферой труда и культуры).
Потребностная сфера человека не только развивается. Прерывание связей, например, с пространством культуры, приводит к угасанию эстетических потребностей. Ориентация на искусственно получаемое быстрое удовольствие от потребления некоторых веществ, от азартных игр или других способов может привести к зависимости человека от этих "быстрых" средств получения удовольствия и деформировать его потребностную сферу.
Изменения потребностной сферы наблюдаются и как закономерный результат возрастных особенностей человека. Некоторые потребности наблюдаются только в детском возрасте, некоторые появляются в связи с половым созреванием, некоторые угасают с возрастом.
Различия в активности связей человека с миром создают уникальную картину набора и степени выраженности различных потребностей.