Предисловие
Во втором томе учебника "Зоопсихология и сравнительная психология" мы рассматриваем следующие аспекты поведения: оборонительное; социальное; поведение, связанное с размножением, а также развитие поведения в онтогенезе, эволюцию поведения и вопросы сравнительной психологии.
Оборонительное, социальное и поведение, связанное с размножением, фактически представляют собой единый комплекс социо- полового поведения. Изучение закономерностей этого комплекса показывает немалое их сходство у животных и человека. Особенно ярко оборонительные и социальные взаимоотношения проявляются в детских и подростковых коллективах. Понимание этих взаимоотношений позволяет вести правильную воспитательную работу с детьми и предупреждать конфликтные ситуации.
Развитие поведения млекопитающих в онтогенезе, особенно на самых ранних его этапах, также демонстрирует большое сходство с детьми. Формирование психики детенышей млекопитающих и человека в первые периоды онтогенеза в большой степени зависит от закономерностей физиологического развития. Существенное значение для нормального развития психики имеет и внешняя среда, в которой растет детеныш, а также условия воспитания. И у детей, и у детенышей животных сенсорная и социальная депривация приводит к тяжелым, часто необратимым последствиям. В большой степени аналогично происходит и формирование социальных взаимоотношений: в своем развитии ребенок фактически переживает те же периоды социализации, что и детеныш животного, и также нуждается в действии определенных раздражителей в эти периоды. Поэтому студентам психологических факультетов исключительно важно понимать основные закономерности развития психики в онтогенезе и роль, которую играют в этом процессе внешние факторы.
Раздел VI учебника посвящен эволюции поведения и сравнительной психологии. Автор ставил перед собой задачу представить эволюцию психики как эволюцию психического отражения, при этом анализируются все особенности психики и направления их преобразования в эволюции. Эволюция психики рассматривается в основном с позиций концепции А. Н. Леонтьева о стадиальном развитии психики, дополненной современными исследованиями.
В последней главе рассматривается психика человекообразных обезьян, ее сходство и различие с психикой человека. В главе анализируются основные взгляды на психологическую сущность антропогенеза и особенности психики высших антропоидов. Здесь представлены теоретические и экспериментальные данные по исследованию интеллекта антропоидов, раскрывающие наиболее существенные особенности структуры деятельности этих животных, имеющие значение для изучения происхождения сознания человека в филогенезе, а также сравнительный анализ некоторых сторон развития интеллекта в онтогенезе человекообразных обезьян и ребенка.
В заключении представлен обзор современных направлений прикладной зоопсихологии и сравнительной психологии.
К каждой главе учебника прилагается набор контрольных вопросов и заданий, а также список дополнительной литературы. Кроме того, в состав учебника включен раздел с практическими заданиями. Все это должно способствовать лучшему усвоению студентами учебного материала.