Предисловие ко второму изданию

Вы, должно быть, согласитесь с тем, что люди часто спорят между собой потому, что по-разному понимают смысл обсуждаемых терминов или определений. К сожалению, подобная неоднозначность в понимании терминов очень характерна для экономической науки. Поэтому для конструктивного обсуждения или изучения любого объекта необходимо сначала "определиться", т.е. дать определение тому, что мы обсуждаем или изучаем. Это очень важное условие, поскольку неоднозначность терминов и определений создает путаницу в их понимании, затрудняет их изучение и, как следствие, обусловливает неоднозначность в их практическом использовании. Поэтому читателям при изучении теоретической части предлагается добиваться понимания смысла терминов, их логической взаимосвязи между собой, что, конечно, не исключает их простое заучивание.

В нашем учебнике мы будем строить определения в виде лингвистической формулы. Формула – это краткое изложение смысла. Дать определение в виде лингвистической формулы – значит выразить словами смысл. Необходимо ответить на вопрос: "Что это?" и по возможности однозначно. Однозначность терминов и определений позволяет "работать" с ними, т.е. использовать их в практической деятельности.

Поиск смысла поможет приобрести необходимый в современном бизнесе особый образ мышления – "мышление экономиста", развивает способности самостоятельного экономического анализа и экономическую интуицию и позволяет находить эффективные пути решения в самых различных ситуациях. Добиваться понимания смысла необходимо и потому, что экономическая наука еще довольно молода. И не исключено, что ваше понимание смысла будет не совпадать с написанным или, наоборот, вы с ним согласитесь.

В соответствии с требованиями образовательных стандартов после изучения данной дисциплины студент должен:

знать

• все термины и определения изучаемого курса (термины являются экономической "азбукой": если не знать буквы – нельзя научиться читать. Незнание терминов и определений не позволит считать вас компетентным профессионалом в области экономики);

уметь

• классифицировать результаты деятельности фирмы и затраты на эту деятельность как в натуральной, так и в стоимостной форме;

• выделять факторы, которые оказывают влияние на деятельность фирмы;

• оценивать эффективность влияния различных факторов на функционирование фирмы;

владеть навыками

• планирования деятельности фирмы по всем направлениям деятельности;

• проведения анализа финансовой документации;

• расчета и оценки показателей эффективности деятельности.

Такая логика обусловила следующую структуру данной книги, которая состоит из учебника и практикума.

В разделе I излагается теоретический материал, состоящий из пяти глав и заключения.

В главе 1 даются понятия, без которых весьма затруднительно изучение экономики предприятий и организаций, такие как "экономика", "фирма", "внешняя среда предприятия", "менеджмент", "план", "эффективность".

В главе 2 описываются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий, закономерности их формирования.

В главе 3 рассматриваются необходимые для производства продукции ресурсы, способы обеспечения ими производственно-хозяйственной деятельности, эффективность их использования.

В главе 4 освещаются вопросы формирования текущих и единовременных затрат и финансы фирмы (предприятия) как денежное отражение производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

В главе 5 рассматриваются вопросы развития предприятия и инвестирования развития предприятия.

В целях конкретизации усилий читателей по формированию их профессиональной компетенции в начале каждой главы указано, что студент должен знать и уметь после ее изучения. Для удобства читателей в тексте учебника особо выделены ключевые понятия и определения по теме, которые необходимо знать и понимать. Каждый параграф (тема) содержит вопросы и задания для самопроверки и закрепления знаний. В конце каждой главы дается резюме, обобщающее материал, изложенный в параграфах.

В заключение теоретического раздела приводится его дайджест, или краткое изложение основных положений теоретического курса. По нашему мнению, краткое изложение всего курса в целом поможет сформировать у читателя общее представление о предмете и "ухватить" основную идею.

Заключение совместно с глоссарием позволяют классифицировать уровни знаний по данному курсу. В отличие от первого издания мы решили изменить структуру глоссария и представить его по главам. На наш взгляд, это облегчит подготовку студентов к зачету или экзамену, а также позволит организовать преподавателям промежуточную аттестацию по темам. Итак, знание наизусть терминов и определений, изложенных в глоссарии, можно оценить как удовлетворительный уровень. Знание глоссария и изложение смысла заключения – хороший уровень. Отличный уровень предусматривает, кроме хорошего знания теории, умение комментировать экономические показатели и решать практические задачи, примеры которых представлены в разделе II книги.

Практикум по курсу содержит тесты по главам, практические задания с комментариями и решениями, которые могут быть использованы преподавателями на семинарских занятиях, контрольных мероприятиях, а также для самостоятельной работы студентов.

В конце книги приведен список рекомендуемой литературы как по экономике фирмы вообще, так и по экономике отраслевых предприятий, а также интернет-сайты, где можно найти учебный и справочный материал по курсу.

В заключительных строках предисловия необходимо отметить еще одно обстоятельство.

Выбранный нами стиль изложения и ОГЛАВЛЕНИЕ материала являются плодом 30-летнего преподавания данной дисциплины. Однако, как известно, пределов совершенствования нет. Поэтому мы будем очень благодарны читателям, как студентам, так и преподавателям, за критические замечания, которые мы обязательно учтем в нашей дальнейшей работе и обязательно укажем ваши имена в дальнейших изданиях. Свои замечания и предложения вы можете посылать по адресу Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Авторы выражают сердечную благодарность В. С. Мокию, Д. А. Квасову, Т. А. Тырышкиной за помощь и сделанные ими ценные замечания.