Предисловие
Объективный процесс интернационализации современного мирового хозяйства требует нового уровня многосторонних экономических взаимоотношений, поэтому изучение различных аспектов и форм внешнеэкономической деятельности (ВЭД) для предприятий и организаций Российской Федерации представляет большой практический интерес.
Для обеспечения потребностей предприятий различных форм собственности в специалистах, способных осуществлять производственную, научно-техническую, валютно-финансовую и торгово-экономическую деятельность с зарубежными контрагентами, в вузах и колледжах Российской Федерации студентами различных специальностей дневной и заочной форм обучения изучаются дисциплины, посвященные вопросам и проблемам внешнеэкономической деятельности.
Цель изучения дисциплины "Внешнеэкономическая деятельность" – получить необходимые знания по различным аспектам внешнеэкономической деятельности предприятий с зарубежными организациями и фирмами.
Учебник "Внешнеэкономическая деятельность" предназначен для бакалавров, специалистов, магистрантов, аспирантов учебных заведений, может быть использован при переподготовке руководителей и специалистов различных отраслей экономики Российской Федерации, а также для самостоятельного изучения основ ВЭД.
Учебник состоит из трех частей, 17 глав, при изучении которых обучающийся должен:
знать
• основные понятия, категории, особенности и факторы развития внешнеэкономической деятельности в мировой экономике;
• социально значимые проблемы и процессы в мировой и национальной экономике;
• принципы экономической и внешнеторговой политики России;
• методы регулирования экспортно-импортных операций;
• сущность и особенности таможенного декларирования товаров;
• сущность внешнеторговых и иных внешнеэкономических операций, виды внешнеторговых сделок, способы их оформления и порядок подписания, специфику совершения сделок на различных рынках;
• характер договорных отношений между участниками внешнеэкономической деятельности, применяемые виды договоров, их основные условия, специфику взаимоотношения сторон при экспорте и импорте товаров;
• ОГЛАВЛЕНИЕ контрактов, их постатейные условия, обеспечивающие интересы отечественных участников внешнеэкономической деятельности, применение типовых форм контрактов и общих условий поставки товаров;
• сущность и виды цен мирового рынка, принципы формирования и обоснования внешнеторговых цен;
• правовые и организационные основы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
• многообразие и специфику осуществления экономических, коммерческих процессов во внешнеторговой деятельности;
• сущность и классификацию базисных условий поставки товаров;
• организацию и технику документального обеспечения внешнеторговых операций;
• сущность, принципы, методы маркетинга во внешнеэкономической деятельности;
• основы унификации и стандартизации внешнеторговых документов, сложившихся в международной практике;
уметь
• анализировать и использовать законодательные документы о регулировании внешнеэкономической деятельности;
• анализировать тенденции развития российской и мировой экономики;
• обосновывать использование конкретных форм экспортно-импортных операций с точки зрения российского законодательства и конкурентной ситуации;
• организовывать участие в выставках и ярмарках товаров под эгидой Торгово-промышленной палаты России;
• выявлять проблемы установления оптимальных хозяйственных связей с отечественными и зарубежными партнерами и предлагать способы их решения;
• применять термины Инкотермс-2010 при разработке внешнеторговых контрактов;
• выбирать наиболее рациональные виды транспорта для международных перевозок грузов;
• осуществлять выбор маркетинговой стратегии и разработку сбытовой политики;
• осуществлять операции на товарных биржах, аукционах, международных торгах во внешнеторговых операциях;
• составлять и обрабатывать необходимые документы на различных этапах экспортных и импортных операций;
• определять состав документов, необходимых для установления внешнеэкономических связей с зарубежными контрагентами;
• оформлять необходимый комплекс внешнеторговых документов для осуществления внешнеэкономической деятельности;
• осуществлять товарообменные операции на мировом рынке;
• оценивать значимость и выгодность международных туристических услуг;
• делать выводы, давать рекомендации и предложения по унификации и стандартизации документов различного рода, используемых во внешнеэкономической деятельности;
владеть
• понятийным аппаратом в области внешнеэкономической деятельности;
• культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
• навыками разработки стратегий внешнеэкономической деятельности;
• методами представления и аргументирования предложенной стратегии на основе проведенных исследований конкурентной внешней среды и законодательства Российской Федерации;
• способностью анализировать потенциал регионального, отраслевого и функционального строения национальной экономики;
• методами поиска оптимальных контрагентов, внедрения новой техники, технологий и мероприятий по повышению конкурентоспособности организаций;
• методами международных расчетов и осуществления валютных операций;
• таможенно-тарифными и нетарифными методами регулирования внешнеэкономической деятельности;
• навыками профессиональной аргументации при оценке экономической эффективности коммерческой деятельности и принятия управленческих решений;
• навыками использования нормативных правовых документов во внешнеэкономической деятельности;
• навыками в решении ряда конкретных задач, относящихся к внешнеэкономической деятельности;
• навыками в осуществлении процедур заключения внешнеторговых сделок, в решении ряда конкретных задач, относящихся к внешнеэкономической деятельности;
• способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.
Из разнообразия внешнеторговых операций, применяемых в современной международной торговле, выделены и рассмотрены те, которые имеют наибольшее применение в Российской Федерации, Республике Беларусь, Республике Казахстан и являются более перспективными для внедрения в практику работы хозяйствующих субъектов. Использование учебника позволит специалистам коммерческих служб Таможенного союза квалифицированно подготовиться к торговым операциям на внешнем рынке.
В декабре 2011 г. был подписан официальный протокол о принятии страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), что поставило точку в переговорах о вступлении в нее России. Членства в ВТО Российская Федерация добивалась с 1993 г., но для того чтобы страна стала полноправным ее членом, необходима ратификация документов парламентом. ВТО – организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Обычно переговоры и процедура присоединения к организации занимают пять-семь лет, однако Россия вела их порядка 18 лет.
Однако необходимо отметить, что вступление России в ВТО по объективным причинам не стало логичным финалом тех споров, которые вели сторонники и противники участия России на правах полноправного члена в этой организации. Компромисс между спорящими сторонами не найден, сама ситуация абстрактна.