Предисловие
Изучение дисциплины "Всеобщее управление качеством" призвано оказать помощь студентам: в понимании качества как фактора успеха предприятия в условиях рыночной экономики; в овладении методологией и терминологией управления качеством, знаниями рекомендаций российских и международных стандартов по обеспечению качества на предприятиях, процедур сертификации продукции и систем управления качеством; в овладении профессиональными подходами к проектированию систем обеспечения качества и к организации управления качеством продукции.
В учебнике излагаются теоретические и практические аспекты управления качеством. Рассмотрена эволюция методов обеспечения качества: изложены методологические основы управления качеством, приведены примеры, иллюстрирующие эффективность выборочного контроля качества, показана роль стандартизации и представлены международные стандарты ISO серии 9000. Приведены классификации показателей качества продукции по различным признакам. Рассматриваются взаимосвязанные понятия качества и надежности, качества, ценности и стоимости и др. Изложен подход к оценке уровня качества продукции.
Изучаемая дисциплина отражает специфику общепрофессиональных проблем и закладывает:
– практические навыки по использованию методов решения задач определения оптимальных соотношений параметров качества и надежности продукции (товаров, услуг) и производства;
– понимание сущности и значимости основных проблем управления качеством продукции и обеспечения рыночной конкурентоспособности сложных технических систем, видение взаимосвязи этих проблем с уровнем развития менеджмента конкретного предприятия и отрасли в целом;
– способности к проектной деятельности в сфере организации системы и управления качеством продукции на основе системного подхода, умения строить и использовать модели для описания и прогнозирования уровня качества проектируемых сложных техногенных систем, осуществлять их качественный и количественный анализ;
– способности к обоснованию управленческих решений с учетом современных концепций менеджмента качества и рационального использования ресурсов.
В результате изучения и проработки материала данного учебника студенты приобретут необходимые компетенции и будут:
знать
• этапы становления и развития систем менеджмента качества;
• взаимосвязь качества выпускаемой компанией продукции с ее конкурентоспособностью и конкурентоспособностью компании;
• отечественный и зарубежный опыт управления качеством;
• суть качества как философской, прагматической и социально-экономической категории;
• взаимосвязь всеобщего управления качеством с другими управленческими дисциплинами;
• этапы "петли качества";
• взаимосвязь категорий качества и надежности; качества, ценности и стоимости;
• пути конкурентной борьбы производителей за потребителей;
• показатели качества продукции;
уметь
• проводить анализ удовлетворенности потребителей, оперируя взаимоотношением ценности и стоимости;
• определять степень влияние имиджа компании на удовлетворенность потребителей;
• выявлять факторы, влияющие на конкурентоспособность компании;
• устанавливать взаимосвязь качества и конкурентоспособности; определять степень этой взаимосвязи;
• сопоставлять показатели качества продукции по разным классификационным признакам;
• толковать международные стандарты ISO серии 9000;
владеть
• способами сопоставления и систематизации ПКП по разным классификационным признакам;
• навыками анализа качества продукции;
• навыками извлечения и применения основных требований стандартов ISO серии 9000 при разработке положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, при построении систем менеджмента качества организаций.