Предисловие

В XXI в. в современном обществе информационно-коммуникационных технологий, "обществе знаний" к специалисту в области образования предъявляются новые требования, поскольку успешность социокультурных преобразований зависит от качества их профессиональной подготовки как активных участников реализации инновационной образовательной политики государства. В связи с этим основной целью психолого-педагогического образования является овладение будущими педагогами способами приобретения знаний, овладение общекультурными и профессиональными компетенциями, ориентированными на их познавательные интересы, учитывающие специфику аналитической направленности интеллекта и гуманитарно-педагогический стиль мышления.

В данном контексте основная задача, на решение которой ориентировано учебное пособие, заключается в том, чтобы ознакомить студентов с концептуальными основами традиционных и инновационных подходов к проблеме обучения. В связи с этим предлагаемое вниманию читателя пособие выстроено в следующей логике: от анализа концептуальных положений основных категорий теории обучения и дидактических систем в исторической ретроспективе к современному осмыслению образовательных технологий. Данный подход предполагает в каждой главе пособия изложение как теоретического материала, формирующего исследовательские компетенции, гак и развитие рефлексивного опыта посредством выполнения специальных практико-ориентированных заданий, тестов.

Композиционное содержательное построение данного пособия основывается на следующих идеях.

Во-первых, специфической особенностью дидактики является наличие в ней инвариантной части (ОГЛАВЛЕНИЕ образования и принципы его отбора, закономерности процесса обучения и принципы обучения, методы обучения и средства обучения, формы организации учебного процесса), которая присуща любой образовательной системе в мире и не зависит от существующего политического строя, образовательных реформ и т.д. Однако появляющиеся в системе образования даже небольшие изменения порождают возникновение актуальных для данного момента различных подходов, понятий, технологий и т.д., чаще всего теоретически не обоснованных и практически не доказанных, но они мгновенно находят свое отражение во множестве учебных пособий. Студентам, пользующимся, как правило, многими пособиями одновременно, порой трудно понять существование не похожих друг на друга определений (например, одного и того же понятия "образование"), наличие различных теорий, подходов, концепций, технологий, порой не рядоположенных и даже противоречащих друг другу.

В данном пособии студентам предоставлена возможность познакомиться со многими существующими и наиболее применяемыми в дидактике теориями и направлениями.

Во-вторых, поскольку теория обучения является дисциплиной базовой части психолого-педагогического образования, то данное пособие построено на междисциплинарной основе, тесной взаимосвязи дидактики с другими психологопедагогическими науками: физиологией ("Физиологические основы дидактики"), общей психологией ("Психологические основы дидактики"), историей образования и педагогической мысли ("Развитие дидактических систем в различные исторические эпохи"), педагогической психологией ("Программированное обучение", "Проблемное обучение"), возрастной психологией ("Частные возрастные дидактики") и т.д. Это позволяет рассматривать теорию обучения как особый способ понимания мира, позволяющий исследовать принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процессов образования и обучения.

Пособие адресовано, в первую очередь, студентам и преподавателям педагогических учебных заведений, а также может быть использовано другими специалистами, работающими в системе образования.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") освоение содержания данного пособия призвано способствовать формированию у обучающихся следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

• способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

• готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

• владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; владеть навыками работы с компьютером как средством управления информацией; понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

профессиональные компетенции (ПК):

общие для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

• уметь учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека па различных возрастных ступенях (ОПК-1);

• готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

• способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (OПK-6);

• уметь использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

• уметь вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (OIIK-9);

профессиональные компетенции по психолого-педагогическому сопровождению (ПΚΠΠ):

• способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

• способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПΚПП-4);

• способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);

• способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПKПП-7);

профессиональные компетенции педагогической деятельности в дошкольном образовании (ПКД):

• способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);

• готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4);

профессиональные компетенции педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):

• готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);

• готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ΠΚΙΙΟ-5).