Предисловие
Интенсификация промышленной деятельности человеческого сообщества, развернувшаяся во второй половине XX в., вызванные ею изменения в техносфере резко увеличили вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. На первом месте среди них находятся пожары и взрывы, возникающие как на техногенных производствах, так и в окружающей нас природной среде. Они приносят большой материальный ущерб, приводят к большим человеческим потерям, нарушают безопасную деятельность целых коллективов предприятий и учреждений. Дальнейшее развитие народного хозяйства невозможно без кардиального решения проблем предотвращения аварий и катастроф техногенного характера.
Известно, что производственно-технологические взрывы и пожары являются в конечном итоге продуктом хозяйственной деятельности человека, происходят по причине нарушения технологической и производственной дисциплины, мер техники безопасности и обусловлены главным образом действием человеческого фактора. Для профессиональной деятельности инженера на современном этапе развития общества необходимы глубокие знания основных физико-химических закономерностей, приводящих к возникновению горения и взрыва. Именно фундаментальная подготовка специалистов, особенно в области техносферной безопасности, но названным вопросам, понимание ими зависимостей и факторов, сопровождающих процессы горения и взрыва, должны обеспечить решение вопросов пожарной безопасности как на производстве, так и в бытовых условиях.
С этой целью авторами па основе опыта преподавания дисциплины "Теория горения и взрыва" проделана большая работа по сбору, систематизации, обобщению материалов и их логическому построению, что привело к созданию пособия, отвечающего современным требованиям подготовки специалистов в области обеспечения техносферной безопасности.
В предлагаемом авторским коллективом учебном пособии изложен материал, который используется при чтении курса дисциплин "Теория горения и взрыва", "Безопасность жизнедеятельности", "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" в части развития, прогнозирования и ликвидации последствий техногенных взрывов и пожаров.
Данное пособие предназначено для студентов всех направлений и специальностей высшего профессионального образования для углубленного изучения материала, выполнения практических и лабораторных работ по расчету и прогнозированию опасных поражающих факторов при горении и взрыве.
Отбирая материал для учебного пособия, авторы стремились включить в него вопросы, наиболее полно характеризующие специфику теории горения как с позиций новых физико-химических и гидродинамических эффектов, так и с точки зрения разработанных в теории новых математических методов, которые помогут читателю при решении конкретных прикладных задач.
В конце учебного пособия приводится список литературы, включающий монографии и учебные пособия, написанные видными специалистами в области теории горения и взрыва. Кроме того, для желающих углубленно изучить рассматриваемые в книге вопросы даны ссылки на многочисленные журнальные статьи отечественных и зарубежных авторов, посвященные актуальным проблемам данного научного направления.
Таким образом, в результате освоения материалов, изложенных в данном учебном пособии, обучающийся должен:
знать:
1) суть и особенности горения и взрыва как физико-химических процессов;
2) суть и особенности тепловой, ценной и диффузионной теорий горения;
3) виды горения, отличительные особенности гомогенного, гетерогенного и турбулентного горений;
4) особенности горения газов, жидкостей, твердых горючих веществ, пиротехнических составов, металлизированных смесей и взрывчатых веществ;
5) особенности и структуру пламени и скорости его распространения в зависимости от условий возникновения горения;
6) основные теоретические особенности взрывчатого превращения, типов и видов взрывов, основные свойства взрывчатых веществ и средств взрывания;
7) основные особенности действия взрыва в различных средах, типы ударных волн и их основные поражающие характеристики;
уметь:
1) проводить расчеты тепловых и взрывных зон поражения, возникающих при горении и взрыве в техносфере;
2) проводить расчеты наружных контактных и неконтактных зарядов;
3) использовать полученные знания в области горения и взрыва при разработке научно обоснованных рекомендаций по организации безопасного функционирования технологических циклов взрывопожароопасных производств, моделирования и прогнозирования опасных процессов в техносфере;
владеть:
1) методами оценки пожаровзрывоопасности веществ и горючих материалов;
2) методами количественной оценки основных поражающих факторов горения и взрыва топливовоздушных смесей;
3) методами оценки сейсмической зоны и зоны поражения осколками при взрыве взрывчатых веществ в металлических оболочках и без оболочки.