Предисловие

Дорогие студенты!

Мы приступаем к изучению главной для учителя, преподавателя науки – педагогики. Наука наша не совсем обычная. В чем же ее особенность? Во-первых, педагогика чрезвычайно сложная, может быть, самая сложная из всех известных наук. Доказывать очевидное нет особой необходимости: человек есть высшее достижение природы, ее венец. Может ли быть простой наука, изучающая воспитание человека? Во-вторых, наша наука очень противоречивая, неоднозначная. Мало сказать, что каждый человек имеет свое мнение о воспитании, может опровергнуть чуть ли не любое утверждение, приведя "противоположные" примеры, и будет по-своему прав. Среди великих мыслителей также нет единодушия в оценках этой стороны человеческой и общественной жизни. Сотни диаметрально противоречивых утверждений встретятся нам в работах философов, педагогов, политиков, государственных деятелей, пожелавших оставить беспристрастной истории свои труды. Кому верить? В-третьих, наша наука необъятная, что без доказательств вытекает из сказанного выше. Эвереста педагогических книг уже написаны, а необходимость изучать проблемы воспитания осталась. Наконец, педагогика очень интересная наука. Интересна она не только предметом изучения, но и историей своего развития, с ее не только прозрениями и открытиями, но и драмами человеческих судеб, бесчисленными ошибками, тупиками, заблуждениями.

В добрый путь, пытливые ученики. Позвольте объяснить вам, как составлен наш учебник, дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу.

Учиться сегодня надо основательно, экономно, быстро. Чтобы стать педагогом, мастером своего дела, одних фактических знаний мало. Необходимо научиться профессионально мыслить, а затем и действовать. Выражаясь современным языком, нужно стать компетентным преподавателем, который профессионально решает любой возникающий в сфере воспитания вопрос. Ядро компетентности – сформированность навыков профессионального мышления и умение применять полученные знания на практике. После изучения дисциплины бакалавр, специалист, магистр будет:

знать

– основные положения наук о человеке;

– закономерности функционировании органа учения – мозга;

– закономерности формирования, развития, воспитания, обучения и образования человека;

– предмет и основные категории педагогики, ее назначение;

– закономерности протекания педагогических процессов;

– современные учебно-воспитательные системы;

– принципы обучения и воспитания;

– методы, формы, средства обучения и воспитания;

– современные образовательные и воспитательные технологии;

– управление педагогическими системами и процессами;

уметь

– применять полученные знания для собственного обучения, развития, повышения квалификации, самообразования на протяжение всей жизни;

– применять полученные знания на практике в реальных ситуациях эдукации и робурсации во всех типах учебно-воспитательных учреждений;

– выявлять проблемы педагогического характера при анализе конкретных жизненных и производственных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев педагогической эффективности, оценки рисков, возможных социально-экономических и личностных последствий;

– анализировать деятельность по сплочению коллектива, созданию благоприятных условий для профессионального и личностного роста педагогов и обучаемых;

– анализировать воспитательную среду учебного заведения, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на развитие, образование и формирование воспитанников;

– осуществлять поиск информации по возникающим проблемам, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных воспитательных и образовательных задач;

– грамотно и по назначению использовать информацию, полученную в результате педагогических исследований;

– осуществлять стратегическое планирование образовательно-воспитательной деятельности школы, лицея, гимназии, профессионально-технического училища;

– разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии переобучения и повышения квалификации педагогических работников;

– использовать международный опыт и передовую отечественную практику при разработке и внедрении новых педагогических технологий;

– ставить и решать задачи коммуникации сферы образования с семьей, государственными и общественными организациями по обеспечению должного уровня воспитания и образования подрастающего поколения;

владеть

– понятийным аппаратом в области педагогики;

– навыками самообразования;

– основными методами общения и воспитательного воздействия;

– основными технологиями обучения, образования, развития;

– навыками применения современных инструментов воздействия на личность и коллектив;

– современными методами сбора, обработки, анализа, интерпретации информации;

– навыками эффективного практического педагогического воздействия;

– умениями сбора и анализа информации о человеке для оценки его состояния и прогноза развития;

– умениями общения с обучаемыми и улаживания конфликтов;

– умениями общения с семьей;

– навыками оказания практической педагогической помощи и поддержки;

– методами организации непрерывного образования;

– методами разработки и реализации воспитательных программ.

Изучение дисциплины связывается со знаниями, полученными студентами в ходе освоения других человековедческих курсов – этики, эстетики, истории, обществоведения, психологии, философии, социологии.

В учебнике использованы работы известных философов, педагогов и психологов: Ф. Бэкона, который впервые выделил педагогику из философии, Я. Коменского, давшего первое научное обоснование педагогическим процессам, И. Лойолы – главы ордена иезуитов, создавшего первые на территории Европы учебные заведения, основные атрибуты которых без изменений сохранились до сих пор (например, программы, разделение учеников на классы, организация учебных занятий, оценки, дневники, поощрения и наказания и т.д.). Отмечен вклад в осмысление и разработку педагогических идей великих греков Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, отцов церкви – Августина Блаженного и Фомы Аквинского, философов и педагогов нового времени – Б. Паскаля, Дж. Локка, К. Гельвеция, Д. Юма, Ж. де Ламетри, Ж-Ж.Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарта. Красной нитью проходят идеи отечественных философов и педагогов: Г. Сковороды, К. Ушинского, Л. Толстого, П. Блонского, А. Макаренко, П. Каптерева, Л. Занкова. Использованы разработки современных авторов В. Беспалько, А. Новикова, Н. Никандрова и др.

Учебник состоит из двух частей. Первая часть – теоретическая, изучение которой направлено на формирование научных компетенций. Основные понятия теоретической педагогики – "закон", "закономерность", "принцип". Вторая часть книги направлена на формирование практических компетенций – умения применять теоретические знания. Основное понятие практической педагогики – "технология".

В первой части учебника – теоретической – рассмотрен человек как предмет воспитания, дается определение педагогики как науки об эдукации и робурсации, раскрываются ее основные категории, социальные основы и исторические этапы развития; излагаются закономерности формирования человека, развитие педагогического процесса, а также методология, способы и формы организации педагогических исследований. Раскрываются общие и частные законы обучения и воспитания, сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ принципов эдукации, правил их реализации. Описываются условия и факторы обучения и воспитания. Рассмотрен энергоинформационный подход к педагогическим явлениям и процессам.

Во второй части – технологической – рассматриваются методы, формы, технологии обучения и воспитания: продуктивная, партнерская и щадящая. Излагаются основы практической деятельности по повышению качества учебно-воспитательного процесса. Проанализирован труд современного преподавателя, рассматриваются вопросы мотивации и стимулирования педагогов и обучаемых.

Учебник предназначен для студентов высших специальных учебных заведений, обучающихся по программам бакалавров, специалистов и магистров. В нем вы найдете наиболее полное и систематизированное изложение знаний, относящихся к подготовке специалистов по направлениям подготовки и специальностям в области "Образование и педагогика".

В новом издании учебника сохранены понравившиеся студентам и преподавателям указания по организации самостоятельной работы. В частности, сохранено разделение на блоки, каждый из которых "работает" на выработку определенной компетенции. Блок представляет собой часть знаний и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса и формирование "на выходе" определенного знания или умения. Излагаются знания по принципу укрупненных дидактических единиц: такая структура позволяет усвоить логику и главные идеи изучаемого материала, вырабатывает умения причинно-следственного мышления. Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:

ИБ – информационный блок;

СБ – ситуационный блок;

РБ – блок расширения информации;

БС – блок самоконтроля;

ПБ – проблемный блок;

КБ – корректирующий блок.

Все темы завершаются итоговым тестом, составленным согласно требованиям обучающего контроля. Обучающий контроль – это повторение изученного в сжатом виде с одновременным определением правильных и неправильных ответов. Выполняя этот интеллектуальный тест, вы еще раз повторяете основные положения темы, формируете свое отношение к ним.

Основные знания курса изложены в информационных блоках (ИБ), компактность которых достигается путем структурирования информации, вычленения стержневых идей, использования логических и графических схем, точных и кратких формулировок. Эти блоки формируют научные компетенции.

В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения. Расширяющие блоки сопровождают и "оживляют" теоретическую информацию, содержат яркие запоминающиеся факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.

Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания. Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, весит в интеллектуальном развитии гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы.

"Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни", – заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим завершением познавательного акта. И если теория не выдерживает проверки практикой – это плохая теория, кто и сколько бы ни уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдете материал для обратной связи: жизнь – теория; теория – жизнь. Проблемные и ситуативные блоки формируют практические компетенции.

Блоки самоконтроля и коррекции (БС, КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. В них использованы различные способы стимулирования ответов. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога – профессиональная уверенность, основанная на постоянном самоконтроле.

Обратите внимание и на новые для учебной литературы так называемые диагностические индексы, сопровождающие каждую тему. Они выведены путем статистического анализа результатов изучения материала контрольными группами студентов. Первый индекс – показатель минимально необходимого времени (МНВ). МНВ – это время, за которое учебный материал можно прочитать только один раз, показатель усвоения при этом обычно не превышает 25-30%. Второй индекс характеризует среднестатистическую трудность изучаемого материала в условных единицах. Сопоставление первого и второго индексов определяет общее время, необходимое для усвоения материала с коэффициентом усвоения не ниже 0,7. Планируйте свое обучение по этим ориентирам.

Расчет показал, что для изучения первой части учебника вам понадобится 2720 минут, или 45,3 часа, самостоятельной работы, на изучение второй части – еще 2717 минут (45,2 часа), что соответствует количеству времени, отведенному в программах СРС на изучение курса педагогики.

Настоящее издание учебника подготовлено с учетом изменений, произошедших в отечественной и мировой педагогике. Российская Федерация стала страной с рыночной экономикой, стабилизировались общественные отношения, положительные перемены произошли в сфере воспитания и образования. В этой связи некоторые положения, значимые для переходного периода развития педагогики и школы, которые рассматривались в предыдущих изданиях учебника, пересмотрены и уточнены.

Наша страна присоединилась к Болонскому процессу, в высшей школе вводится европейская кредитно-трансферная система (ECTS). Учебник превосходно адаптирован к новым требованиям. Каждая глава представляет собой законченный модуль. Если будет организован модульный контроль, то вы сможете накапливать зачетные баллы, проходя тему за темой. Изучая по одной книге в семестре, вы постепенно наберете необходимые зачетные кредиты.

Учебник выполнен на основе новой концепции. Искусственное разведение понятий "обучение" и "воспитание", которое пустило глубокие корни в отечественной педагогике, принесло больше вреда, чем пользы. В практическом процессе никто не определит, где кончается обучение и начинается воспитание, и наоборот. Общее понятие – "эдукация" – устраняет множество недоразумений, делает педагогическую теорию и практику ясной и понятной.

В новом издании учебника вы обнаружите новые темы. Среди них и такие, которые за последние 300 лет в педагогике не обсуждались. На наших глазах происходят разительные перемены во взглядах на воспитание, изменяется отношение к нему, появляются необычные сценарии поведения людей. Новые реалии определяют наши пути. Наука, опирающаяся на примеры из прошлой жизни, перепевающая на все лады песни былых времен, никому сегодня не нужна. Мы живем здесь и теперь, и наша педагогика должна соответствовать реалиям жизни.

Учебник выполнен в манере интерактивного обсуждения проблем, где вам, уважаемые студенты, отводится главная роль. Ваши размышления и самостоятельные выводы, а затем и полновесные знания – главная цель нашего общего дела. То, что она может быть успешно достигнута, убедили предыдущие издания учебника, благосклонно принятые студентами и преподавателями.

С пожеланиями успехов, отличных оценок ваш профессор Иван Подласый.