Предисловие

Настоящее издание адресовано студентам бакалавриата по направлению "Реклама и связи с общественностью", "Журналистика", магистрантам гуманитарных направлений, а также практикам, занимающимся созданием текстов на русском языке. Учебник будет полезен при изучении курсов "Стилистика и литературное редактирование", "Русский язык и культура речи".

Задачи, стоящие сегодня перед сотрудником фирмы, рекламистом, активным участником коммуникации в Интернете, требуют расширения навыков грамотного использования русского языка. Необходимо владеть композицией текста, подбором заголовков, определением оптимальной длины абзацев и предложений. Нужно знать, как будет восприниматься текст на мониторе компьютера, в ситуации общения в различных сообществах. Все это требует увеличения сведений по русскому языку – и в сфере отбора лексики, и в сочетаемости, и в области функциональной стилистики. Наконец, актуальным оказывается и владение грамотной устной речью – в дискуссии, публичном выступлении, профессиональной коммуникации.

В предлагаемом учебнике учитываются современные требования, предъявляемые к профессионалам в области коммуникации. В частности, большое внимание уделено вопросам организации текста, правилам его составления, нормам устной речи, некоторым единицам, мало отраженным в других учебниках стилистики, например устойчивым сочетаниям (коллокациям). Практически впервые даются правила выбора оптимальной длины предложения и абзаца, рекомендации по лексике, используемой для отражения намерений говорящего; новым можно считать работу над агнонимами.

Все разделы учебника включают теоретическую часть, вопросы для самопроверки, большое число заданий практического характера. Для анализа приводятся тексты прессы, Интернета, творческие работы студентов. В учебник включены практикум по стилистике, рекомендации пишущим, сведения по языкознанию (в упрощенном виде), контрольные работы и вопросы для повторения по всему курсу, глоссарий. В начале каждой главы даются списки знаний, умений и навыков, вырабатываемых на анализируемом материале.

ОГЛАВЛЕНИЕ учебника полностью соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования для программы бакалавриата "Реклама и связи с общественностью". В процессе освоения курса "Стилистика и литературное редактирование" у студента формируются следующие общенаучные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции:

– умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

– владение основами речи, знание ее видов, правил речевого этикета и ведения диалога, законов композиции и стиля, приемов убеждения (ПК-5);

– владение базовыми навыками создания текстов и документов, используемых в сфере связей с общественностью и рекламы, навыками литературного редактирования, копирайтинга (ПК-6).

Лекция 1. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

• правила орфоэпии, орфографии и пунктуации;

• основы организации языковой системы, функции языка, особенности речевой деятельности, стилистической дифференциации языковых средств; принципы организации связного текста в монологе и диалоге; аргументативные и перлокутивные (воздействующие на адресата) свойства языковых единиц;

• принципы использования особенностей языка в PR-документах и рекламных сообщениях, основные правила литературного редактирования, лингвистические основы копирайтинга;

уметь

• выстраивать сообщение в соответствии с правилами и нормами русского языка, письменно излагать суждения;

• правильно оценивать ситуацию общения с позиций выбора стилистически маркированных средств и средств речевого этикета, композиционно правильно выстраивать диалог и монолог, уместно применять законы убеждения;

• составлять и редактировать документы, обеспечивать соответствие текстов нормам и требованиям литературного языка;

владеть

• навыками организации высказывания, приемами отбора языковых средств, соответствующих коммуникативным задачам, методами исправления недостатков собственной и чужой речи;

• навыками создания грамотного письменного и устного текста; ведения диалога в разных условиях; методами корректировки и самокорректировки текста;

• навыками стилистической, ортологичсской правки документов, анализа текстов с точки зрения соответствия стандартам и нормативным актам.