Предисловие

В начале 1990-х гг. стало развиваться новое направление деятельности — социальная работа. Появилось осознание необходимости этой отрасли знаний и практики для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие общества, преодоление проблем, с которыми оно сталкивается, социальной поддержки населения в кризисных условиях, а также сохранения социальной стабильности.

Сегодня становится все более очевидным, что только высокопрофессиональные специалисты могут обеспечить выживание общества, его выход из глубокого кризиса, возврат к национально-культурным традициям и т.д.

Изменения в социальной практике, теоретико-методологическое осмысление проблем социальной работы, появление новых технологий обусловили необходимость создания новых учебников, учебно-методических и справочных пособий, способствующих подготовке, переподготовке и повышению квалификации современных специалистов социальной сферы, обладающих чувством гражданской и социальной справедливости, умением работать с людьми, творческим мышлением, инновационными технологиями, а также высокими духовно-нравственными качествами.

Востребованность такого подхода очевидна, так как в стране в последние годы созданы и функционируют тысячи государственных, муниципальных и негосударственных социальных служб. Только в системе социального обслуживания населения трудится свыше 500 тыс. человек, основная часть которых требует переподготовки и повышения квалификации с целью улучшения своего профессионального мастерства.

В данном учебнике отражаются новые реалии государственной социальной политики, а также требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350500 "Социальная работа".

Учебник состоит из восьми разделов.

В разделе I представлен генезис развития социальной работы в России, начиная с X в. по настоящее время, анализируются различные формы благотворительности, рассматривается становление государственных форм социальной помощи, раскрывается роль земств и крестьянских общин по социальной поддержке населения, а также описывается опыт церковно-монастырских общин по социальной защите убогих, одиноких стариков и брошенных детей. Особое место отводится развитию социального обеспечения в годы советской власти.

Раздел II посвящен теоретико-методологическим аспектам социальной работы. В нем рассматриваются субъекты и объекты, функции, структура и уровни этого вида социальной деятельности. Анализируются взгляды и подходы российских ученых к разработке предмета, категорий и закономерностей социальной работы, ее месту в системе социальных наук, раскрывается ее интегративный и междисциплинарный подход.

Раздел III анализирует социокультурные и социополитические факторы становления и развития социальной работы. Среди них особое место отводится духовно-нравственным ценностям общества, развитию целостности познания человека. Раскрывается сущность и принципы социальной политики, направленные на повышение жизненного уровня людей, анализируется уровень реализации и защиты прав человека, формирование социальной сплоченности.

В разделе IV рассматриваются особенности социальной работы в различных сферах жизни общества (в частности, в производственной, сельской местности, вооруженных силах, образовании, здравоохранении и т.д.) и раскрывается специфика этой деятельности с разными категориями населения.

Раздел V посвящен технологиям социальной работы. В нем рассматривается сущность и классификация социальных технологий, описываются такие технологии социальной работы, как диагностика, адаптация, реабилитация, экспертиза, прогнозирование и моделирование, технологии связи с общественностью и т.д.

В разделе VI описываются конкретные технологии работы с различными категориями населения: семьей, дезадатированными подростками, пожилыми людьми и инвалидами.

В разделе VII описываются технологии социальной работы за рубежом, раскрываются меры социальной поддержки семьям и детям, пожилым людям и инвалидам.

В разделе VIII раскрываются проблемы социального менеджмента и подготовки персонала для социальной сферы, а также вопросы формирования профессионального мастерства и нравственно-этических качеств социальных работников.

Каждая глава сопровождается контрольными вопросами и списком литературы, работа с которым позволит расширить знание материала.