Предисловие
Изучение социальной медицины является обязательным в подготовке бакалавров социальной работы. Таковы требования образовательного стандарта. Действительно, при отсутствии знаний по данному курсу будущим профессиональным социальным работником не может быть приобретен целый ряд компетенций, способствующих решению проблем клиентов, связанных с их физическим, психическим и социальным здоровьем.
Учебник "Социальная медицина" представляет собой первое издание для изучения одноименной учебной дисциплины в системе многоуровневой подготовки кадров по направлению "Социальная работа" на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.
За прошедшие двадцать лет становления и развития образования в области социальной работы в России были опубликованы учебно-методические материалы вначале по курсу "Медико-социальные основы здоровья" (стандарт первого поколения), затем по курсу "Основы социальной медицины" (стандарт второго поколения).
ОГЛАВЛЕНИЕ изданных за прошедший период учебнометодических материалов по основам социальной медицины в системе подготовки социальных работников являлось, по существу, рассмотрением вопросов социальной гигиены и организации здравоохранения, а затем (после изменения названия) общественного здоровья и здравоохранения, которые изучались в медицинских вузах страны.
И это был естественный процесс ввиду истории становления и коренной связи в развитии социальной гигиены и организации здравоохранения, общественного здоровья и здравоохранения, социальной медицины.
Авторы данного учебника ставили перед собой две задачи: во-первых, представить социальную медицину в развитии с учетом особенностей ее предмета, структуры, задач, истории, а также места, которое она занимает в современной медицине, в контексте общественного здоровья и здравоохранения; во-вторых, показать значение социальной медицины в формировании профессиональной социальной работы в нашей стране.
Цель изучения курса: получение студентами знаний в области общественного здоровья, формирование системных представлений о направлениях сохранения и укрепления физического, психического и социального благополучия населения.
Задачи дисциплины:
– изучить влияние социальных факторов на здоровье граждан;
– научить студентов комплексному подходу в решении проблем сохранения здоровья и предупреждения развития заболеваний;
– дать общие представления о роли профессиональных социальных работников в восстановлении, сохранении и укреплении здоровья населения.
Учебник содержит 16 глав.
В первой главе дается характеристика социальной медицины как пауки и учебной дисциплины, имеющей собственные объект, предмет и методы исследования.
Излагается история становления и развития социальной медицины в России и за рубежом, представлена взаимосвязь социальной медицины и социальной работы, которая является важным компонентом социальной медицины, имеющим выраженный прикладной характер.
Во второй главе характеризуется понятие "здоровье" как комплексная категория и личностная ценность. В рамках системного подхода в решении проблем здоровья граждан рассматриваются междисциплинарные аспекты здоровья: общенаучный, медико-биологический, социально-гигиенический, психологический, педагогический, экономический, правовой.
Дается анализ опасных для здоровья факторов поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной сред, повышающих вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода, описываются уровни, на которых в настоящее время принято изучать здоровье.
Третья глава представляет современную систему охраны здоровья граждан в нашей стране в соответствии с новым Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон об охране здоровья).
Охрана здоровья граждан рассматривается как система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического характера, осуществляемых органами государственной власти всех уровней, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В главе дается характеристика основных направлений государственной политики в области охраны здоровья граждан, которые нашли отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г., утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.
Кратко излагается основная законодательная база, формирующая современный механизм охраны здоровья граждан.
В четвертой главе представлена характеристика социальных факторов, влияющих на здоровье. Среди социальных факторов характеризуются социально-экономические, правовые, социально-медицинские, социально-биологические, социокультурные, экологические и личностные. Анализируется влияние как факторов производственной среды, так и социальных изменений на здоровье населения.
Специалистами подтверждено, что здоровье человека на 20% зависит от наследственности. В пятой главе рассматриваются вопросы генетической обусловленности здоровья. Дастся характеристика наследственных факторов, описываются основные заболевания, причиной которых они являются.
Раскрывается медико-генетическое консультирование как вид медико-социальной помощи в профилактике наследственных болезней и в решении медицинских и социальных проблем больных, страдающих этой патологией.
Шестая глава посвящена изучению факторов окружающей среды, позитивно и негативно влияющих на здоровье человека и общества, а также получению сведений о нарушениях здоровья, вызываемых неблагоприятными причинами, об их предупреждении и устранении.
Производственная среда и внешняя среда тесно взаимосвязаны, они влияют друг на друга и в результате этого существенно видоизменяются. Эти изменения могут иметь как положительное, так и, весьма часто, отрицательное влияние на здоровье и жизнедеятельность человека и общества в целом. Многие примеры указывают на необходимость тщательно изучать влияние факторов внешней среды на здоровье людей для устранения или смягчения их негативного эффекта, а также на достижение разумного антропогенного воздействия на окружающую человека природу.
Вопросам влияния образа жизни на здоровье, характеристике основных аспектов здорового образа жизни посвящена седьмая глава.
Здесь делается акцент на формировании поведения и психоэмоциональной готовности, адекватных здоровому образу жизни, а также показана позитивная роль отдельных элементов здорового образа жизни, формирующих здоровье. Гигиеническое обучение и воспитание представлены как основа формирования здорового образа жизни. Отмечается роль социальных работников в решении этой задачи.
В восьмой главе раскрываются вопросы, связанные с социально значимыми заболеваниями, которые выделены в отдельную группу болезней, потому что их возникновение, протекание, исходы и последствия в равной степени зависят от биологических и социальных факторов.
Решение широкого круга медико-социальных проблем, формирующихся не только у самих больных или в их семьях, но и в обществе в целом, требует комплексного подхода, должно осуществляться специалистами разных профессий, в том числе и социальными работниками.
Здесь представлены сведения о медицинских и социальных аспектах основных неинфекционных и инфекционных заболеваний.
В девятой главе подробно представлены современная система организации и направления деятельности по оказанию населению различных видов медико-социальной помощи в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания. Знание этих вопросов социальными работниками имеет особое значение для повседневной практической деятельности при оказании помощи клиентам, имеющим проблемы со здоровьем, во взаимодействии с медицинскими работниками. Наряду с этим, отмечается роль социальных работников в учреждениях здравоохранения и социальной защиты различного типа.
Описывается система лекарственного обеспечения граждан, что имеет большую социальную значимость, и особенно для социально уязвимых групп.
В десятой главе рассматриваются виды социальных услуг. Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" утвержден постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 г. № 327-ст. ГОСТ Р 52143-2003 выделяет социально-экономические, социально-медицинские, социально-психологические; социально-педагогические, социально-бытовые, социально-правовые, срочные социальные услуги, консультирование и социальный патронаж.
Социальная услуга определяется как действия социальной службы, заключающиеся в оказании помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.
Дается ОГЛАВЛЕНИЕ социально-медицинских услуг, гарантированных государством.
Одиннадцатая глава позволяет изучить медицинское страхование. Это форма социальной защиты граждан в охране здоровья. Излагаются теоретические основы социального страхования как особого института социальной защиты населения. Раскрываются сущность, ОГЛАВЛЕНИЕ, функции, принципы, основные категории и понятия. Описаны последние изменения в законодательстве, регулирующем систему обязательного медицинского страхования.
Отражено ОГЛАВЛЕНИЕ базовой и территориальной программ обязательного медицинского страхования, перечислены права застрахованных по обязательному медицинскому страхованию граждан.
Представлена теория обязательного социального страхования как одного из важнейших финансовых инструментов социального регулирования рыночной экономики. Глава поможет изучить основные понятия, механизм формирования финансовых ресурсов и порядок взаимодействия субъектов и участников системы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).
В двенадцатой главе рассматриваются вопросы репродуктивного здоровья населения и планирования семьи, дается характеристика состояния репродуктивного здоровья населения, излагается организация медико-социальной помощи и анализируется правовое регулирование охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи.
Вопросы охраны материнства и детства представлены в тринадцатой главе учебника. Здоровье матери и ребенка являются важнейшими показателями социального благополучия.
В главе описаны современная система охраны материнства и детства в Российской Федерации, организация охраны здоровья женщин и здоровья детей, вопросы правового регулирования в данной сфере.
В четырнадцатой главе даны общие представления о психическом здоровье, о диагностике психических нарушений, знание которых необходимо в деятельности социальных работников, а также о вопросах организации психиатрической помощи.
Далее, в пятнадцатой главе, описаны психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ – алкоголя, наркотиков и токсических веществ.
Изложены вопросы организации наркологической помощи.
В шестнадцатой, заключительной, главе учебника рассматриваются медико-социальные аспекты инвалидности.
В медико-социальной экспертизе (далее – МСЭ) и реабилитации инвалидов значительную роль выполняют профессиональные социальные работники.
Описываются основные задачи государственной службы и учреждений МСЭ, условия и порядок признания граждан инвалидами.
Медико-социальная реабилитация представлена как основа социальной интеграции индивидуума в преодолении ограничений жизнедеятельности.
В процессе изучения курса "Социальная медицина" у студента формируется ряд общекультурных и профессиональных компетенций, которые фиксируются в учебно-методических материалах образовательного учреждения.
Пo итогам освоения курса студент должен:
знать
– основы современного медицинского знания;
– современные стратегии обеспечения здоровья человека;
– основы современной теории физического, психического и социального здоровья;
– основные технологии и области применения социальной медицины;
– основные технологии обеспечения физического, психического и социального здоровья;
– медицинские основы социальной работы;
уметь
– выявлять различные медико-социальные проблемы, возникающие у клиентов;
– использовать механизмы медико-социального патронажа;
– использовать в своей работе объективные оценки медико-социальных и социально-экологических последствий принимаемых решений;
– использовать социокультурный потенциал национально-государственного управления, социально ориентированного бизнеса и гражданского общества страны для решения задач физического, психического и социального здоровья;
– соотносить медико-социальные технологии с концепциями и теориями комплексно ориентированной социальной работы;
– основывать выбор технологий в соответствии с эффективной моделью теории и практики социальной работы, в том числе медико-социальной помощи;
– использовать медико-социальные методы и технологии в практике социальной работы;
– осуществлять медико-социальные исследования;
владеть
– понятийным аппаратом социальной медицины;
– методами медико-социального анализа социальных явлений и процессов;
– навыками исследования медико-социальных проблем в современном обществе;
– основами медико-социальных практик; медико-социальными основами организации социальной работы;
– современными технологиями организации медико-социальной помощи.