Предисловие
Наблюдаемый в обществе на протяжении последних десятилетий рост внимания к проблемам, традиционно составляющим предмет изучения экологической науки, вполне закономерен. Успехи естествознания в раскрытии тайн мироустройства позволили раздвинуть границы привычных представлений о реальности, подойти к осознанию системной сложности и целостности мира, создали необходимую базу для уточнения и дальнейшего развития представления о месте человека в системе природы. В то же время обострение проблем перенаселения планеты, исчерпания природных ресурсов, загрязнения среды обитания человека отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, разрушения естественных ландшафтов, сокращения видового многообразия способствовало росту заинтересованности общественности в получении сведений экологического характера. Наконец, развитие систем массовой коммуникации (печатные СМИ, радиовещание, телевидение, Internet) содействовало росту информированности населения о состоянии окружающей среды, влияниях, оказываемых на нее людьми, и их действительных и возможных последствиях. Действие указанных обстоятельств, кстати, в значительной степени обусловило повышение социального статуса экологии и специалистов по экологии.
Сегодня все большее распространение и признание получает точка зрения, согласно которой экологическая культура в ее широком понимании рассматривается в качестве необходимого компонента профессиональной культуры специалиста практически в любой сфере деятельности. Понимание роли и механизмов влияния, оказываемого разнообразными природными и социальными факторами на отдельную личность и общности людей, умение строить свою профессиональную деятельность на основе учета многообразия этих факторов, является важной предпосылкой готовности социального работника к решению широкого репертуара задач профессиональной деятельности.
ОГЛАВЛЕНИЕ учебника представлено в виде модулей - одного профессионально ориентированного (модуль П) и 15 фундаментальных, сгруппированных в 3 блока (Ф1, Ф2 и Ф3). Каждый модуль содержит описание результатов его реализации, теоретический материал и комплект дидактических материалов для самоконтроля и проверки освоения содержания модуля. Модули могут комбинироваться в различных сочетаниях в процессе реализации конкретной рабочей программы дисциплины.
Определения наиболее важных понятий, упоминаемых и разбираемых в пособии, приведены в глоссарии.
Пособие разработано в соответствии ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400 "Социальная работа".
Освоение содержания учебника призвано способствовать формированию у обучающихся ряда компетенций.
Общекультурные компетенции (ОК) позволят студенту:
- владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни.
Профессиональные компетенции (ПК) позволят студенту:
o быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам;
o быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах;
o быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной,
структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению.
В результате освоения содержания учебника студент должен:
знать
o базовые понятия экологии и социального здоровья, современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека;
уметь
o использовать в своей работе объективные оценки медико-социальных и социально-экологических последствий принимаемых решений;
владеть
o навыками исследования медико-социальных и социально-экологических проблем в современном обществе.