Предисловие

В процессе социально-экономических преобразований общества изменяются и важнейшие социальные функции семьи, которая для многих людей является источником восполнения нравственных и физических сил человека, островком спокойствия, надежности. Вопросы социальной поддержки и помощи семье означают помощь обществу в целом. Но для того чтобы выработать конкретные пути этой помощи, нужно разобраться: что же происходит с семьей, а также с обществом в целом?

Настоящий учебник представляет собой учебно-методическое издание по организации социальной работы с населением и относится к формату учебников нового типа, так как актуальность его содержания синхронизирована с непосредственным развитием процессов жизнедеятельности общества.

Учебник включает в себя 14 глав, приложения, содержащие глоссарий и практическое описание форм организации работы с семьей. Здесь собраны теоретико-методологические подходы к изучению проблематики семьи, форм семейных и детско-родительских отношений, вопросы демографии, репродуктивного здоровья, организации семейного быта и досуга, межпоколенческих связей, обеспечения семейного права, зарубежного опыта социальной работы с семьей.

В структуру учебника включены вопросы для самопроверки, практические задания и перечень рекомендуемой литературы для углубленного изучения отдельных разделов и тем.

Подборка содержания учебника осуществлялась коллективом авторов по принципу взаимообусловленности и последовательной цепочки причинно-следственных связей, что позволило обеспечить логический переход от одной проблематики к другой.

Актуальным в данном учебнике является высокая практическая направленность, сочленение теоретических понятий классической науки с инновационными подходами практики в области семейных отношений, дальнейшим развитием института семьи, формами и методами работы с семьей, развитием инфраструктуры социальных учреждений, институализацией органов семейного права.

Издание предназначено для руководителей и специалистов органов исполнительной власти и учреждений социальной защиты населения, преподавателей, студентов, обучающихся по направлению "Менеджмент управления", слушателей курсов повышения квалификации, менеджеров предприятий и организаций, специалистов по работе с персоналом, консультантов, профсоюзных работников и иных специалистов, работающих в социальной сфере в области реализации семейной политики.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами: такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой упорядочивается и санкционируется их половая жизнь и устанавливаются их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Вопросы семьи и семейных отношений, семейной и демографической политики как никогда актуальны в современной России. Рассматриваемая как общественное явление семья – конкретная система взаимоотношений между супругами, детьми, родственниками, объединенными совместной

хозяйственно-бытовой деятельностью, взаимной моральной и нравственной ответственностью, осуществляющая физическое и духовное воспроизводство населения, предполагающее преемственность семейных поколений и социализацию детей[1].

Проведение радикальных экономических и политических реформ в современной России потребовало реализации адекватной социальной политики, в том числе создания системы социальной помощи, защиты и поддержки детского и взрослого населения, обеспечивающей широкий спектр услуг психолого-педагогического, социальнопедагогического и социально-правового характера. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351[2], в качестве одной из приоритетных задач выделяется всестороннее укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Однако на сегодняшний день одна из базовых платформ государства – социальный институт семьи – находится в эпицентре социального кризиса, а дети являются наименее защищенной категорией государства. К сожалению, закрепляя основные принципы и приоритеты государственно-правовой защиты, государство оставило на усмотрение субъектов РФ установление механизма социально-правового регулирования, организацию деятельности и взаимодействия компонентов инфраструктуры воспитания, органов и учреждений, осуществляющих профилактические функции. Таким образом, реализация федерального законодательства стала зависеть от руководителей, специалистов и законодательной власти указанных субъектов. Реализация прав гражданина приобрела существенную зависимость от уровня профессионализма и заинтересованности чиновников. Эта тенденция прослеживается по всей вертикали власти: от федеральных до конкретных учреждений и служб на местах.

Во второй половине XX в. на основе междисциплинарных исследований сложилась новая научная дисциплина, получившая название "семьеведение" (или "фамилистика"). Важность изучаемой проблематики отразилась во включении курса семьеведения в учебные планы вузов гуманитарной направленности. Несмотря на то что за последние годы вышло немало литературы по семьеведению, не в полной мере удовлетворена потребность в учебных изданиях для специалистов, работающих в социальной сфере.

Основные задачи курса: формирование у студентов высших учебных заведений и слушателей дополнительного профессионального образования навыков построения гармоничных межличностных отношений в семье и установление межпоколенческих связей. Изучение курса "Семьеведение" предполагает освоение основных понятий, места и роли семьи как социального института в общественных взаимоотношениях; основных типов семей, структуры и функций, социальных проблем замещающей семьи и способов решения ее проблем, обоснование демографической характеристики семьи и нормативной правовой базы ее функционирования; сравнительного анализа развития семьи в России и за рубежом.

Появлению данного учебника способствовало изучение теоретических основ семьеведения и обобщение результатов практической деятельности специалистов органов и учреждений социальной сферы. Разнообразие подходов к семье в социальной работе раскрыл коллектив авторов пособия.