Предисловие

Нет, пожалуй, сегодня более трудной профессии, чем профессия руководителя. Безусловно, справедливо мнение о том, что быть лидером в организации, в среде единомышленников и соратников, сплотив вокруг себя монолитную команду не но принципу формального приказания, а фактически, – задача непростая. В современной реальности руководитель – комплексная профессия, поскольку требует от человека разнообразных навыков. Он должен быть высокопрофессиональным специалистом в своем бизнесе, обладать знаниями и умениями во всех сферах – от маркетинга до финансов, от методов организации современных производств до тайн человеческой психики.

Зарубежные ученые, исследующие процесс менеджмента, пришли к интересному выводу о том, что успешность и эффективность работы предприятия на 98% зависят от компетентности, коммуникативности, профессионализма и личностных качеств руководителя организации.

Цели дисциплины:

• добиться освоения студентами специфики работы с персоналом как с важнейшим ресурсом организации;

• сформировать у студентов систематизированное представление о психологических аспектах управления персоналом как средстве сотрудничества, взаимодействия, обеспечения достижения целей работников, организации и общества;

• сформировать понимание того, что учет личностных особенностей сотрудников содействует установлению и развитию конструктивных деловых связей и партнерства между субъектами деловых отношений и взаимодействия;

• сформировать теоретико-методологический базис для последующего освоения социально-коммуникационных и профессиональных дисциплин, входящих в структуру объектно-ориентированного программирования (ООП) бакалавриата;

• содействовать формированию лидерских и коммуникативных качеств, ответственности (в том числе личной, социальной и социокультурной), стремления к сотворчеству и сотрудничеству; привить необходимые правила деловой этики и нормы поведения, принятые в профессиональном сообществе.

Задачи дисциплины:

• изучение теоретических основ психологии управления персоналом, освоение психологических знаний по управлению трудовыми ресурсами, технологий управления персоналом, являющихся необходимым условием успешной деятельности современного специалиста;

• формирование самостоятельного эффективного коммуникативного стиля, способностей и навыков продуктивного делового поведения, реагирования, взаимодействия и делового общения;

• изучение специфики использования теоретических основ и технологий психологии в управленческой практике;

• понимание возможностей практического приложения полученных в ходе изучения дисциплины знаний, умений и навыков.

Место дисциплины в структуре ООП. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины, соответствуют стандартам, заложенным в процесс освоения следующих предшествующих дисциплин: "Философия", "Социология", "Психология", "Конфликтология", "Этика деловых отношений", "Управление стрессами в трудовой деятельности", "Теория организации", "Теория управления", "Основы управления персоналом", "Инновационный менеджмент", "Социология управления", "Управленческий консалтинг" и др.

Дисциплина "Психология управления персоналом" направлена на изучение теоретических и практических подходов к управлению персоналом организации, формирование базы необходимых психологических знаний специалиста по управлению персоналом, изучение психологических аспектов управления человеческим ресурсом.

Рекомендуется для направлений подготовки:

081100 – Государственное и муниципальное управление;

080400 – Управление персоналом;

080200 – Менеджмент (все профили);

40400 – Социальная работа;

050000 – Образование и педагогика;

034000 – Конфликтология;

050100 – Педагогическое образование;

030301 – Психология.

Дисциплина "Психология управления персоналом" параллельно осваивается или является предшествующей для дисциплин "Методы принятия управленческих решений", "Управление человеческими ресурсами", "Организационное поведение", "Управление персоналом организации", "Разработка управленческих решений", "Антикризисный PR", "Основы управленческого консультирования", "Основы предпринимательской деятельности", "Управление трудовыми конфликтами", "Менеджмент", "Маркетинг", "Принятие и исполнение государственных решений", "Методы принятия управленческих решений", "Связи с общественностью в органах власти", "Основы административного управления", "Политическое управление" и др.

Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

знать

• психологические аспекты управления персоналом;

• особенности построения коммуникационной системы предприятия с целью организации его деятельности;

• методы организации деловых коммуникаций с учетом психологических особенностей сотрудников;

уметь

• устанавливать взаимосвязи между стратегией организации и управлением персоналом;

• анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

• проводить диагностику и проектировать предложения по выстраиванию коммуникационной системы предприятия с целью организации его деятельности;

• применять полученные знания при решении не только учебных, но и реальных профессиональных задач;

• осуществлять продуктивное деловое общение;

владеть

• навыками проведения отборочных (рекрутинговых) мероприятий;

• методами диагностики мотивации персонала;

• способами применения основных инструментов продуктивной деловой коммуникации;

• методами влияния на индивида, группу, команду;

• навыками составления и оформления аналитических, отчетных и экспертных материалов/документов;

• культурой мышления, методологическим базисом изучаемой дисциплины.