Предисловие

Владение искусством общения, знание психологических особенностей и навыки применения психологических методов крайне необходимы специалистам, чья работа предполагает постоянные контакты типа "человек - человек": политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Необаятельный, угрюмый человек практически всегда испытывает затруднения в общении с коллегами, ему сложно устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он пи решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения.

Авторы данной работы поставили своей задачей систематизацию имеющегося материала, структурирование его в наиболее удобной и приемлемой для усвоения форме в соответствии с учебными программами.

Особенностью настоящего учебного пособия является его комплексный характер: деловое и неформальное общение рассматриваются в тесной взаимосвязи.

Материал широко иллюстрирован конкретными примерами из художественных произведений и реальных жизненных ситуаций в такой форме, в которой эти примеры близки, доступны и легко узнаваемы читателем, рассматриваются психологические приемы, которые читатели могут использовать в своей жизненной практике.

В конце каждой главы помещен психологический практикум. С какой целью это сделано? Всем известно, что управление другими начинается с управления собой. Каждому нужно иметь представление о своих особенностях, способностях, сильных и слабых сторонах. Приведенные в психологическом практикуме тесты и задания выполняют двойственную роль: помогают аккумулировать определенную информацию о себе и пробуждают интерес к собственной личности. Этот интерес будет проявляться п во время тестирования, и после пего, так как ответы на поставленные вопросы заставляют задуматься и присмотреться к себе.

Кроме того, важно не только получить определенный объем знаний, но и реализовать эти знания в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Прагматичный Дж. Д. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: "Умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире".

По что означает умение общаться? Это значит умение разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание этики и психологии общения.

В пособии представлен словарь основных психологических и этических терминов, обращение к которому будет способствовать усвоению материала, а также список литературы, знакомство с которой предоставит читателю возможность более углубленно изучить заинтересовавшие его вопросы.

Авторы надеются, что данное учебное пособие будет полезным всем, кто интересуется этикой и психологией делового общения, кто постоянно работает над собой и стремится к успеху; что данная книга поможет читателю лучше понять и почувствовать те проблемы, с которыми люди сталкиваются на каждом шагу, осознать свои чувства и поступки, обратить взор на свой внутренний мир и, может быть, впервые открыть для себя, что и у других людей такой мир существует.

Восточная мудрость гласит: "Знать, чтобы уметь". Мы будем рады, если знакомство с этой книгой предоставит вам знания, а использование психологических приемов принесет умения. И если читатель в итоге почувствует радость и гармонию в общении с друзьями, коллегами, деловыми партнерами, а также с незнакомыми людьми - будем считать свою задачу выполненной.

В добрый путь!