Предисловие
Курс психологии дошкольного возраста является одним из важнейших в подготовке специалистов в области дошкольной психологии и педагогики. Освоение курса создает базу для осмысленного усвоения педагогических знаний, а также знаний в области других психолого-педагогических дисциплин. Будущим специалистам необходимо знать основные понятия, важные теоретические положения современной детской психологии, закономерности развития познавательных психических процессов ребенка, становление ведущих видов деятельности на каждом возрастном этапе, характеристику проблемы готовности ребенка к школе, которая является своеобразным итогом психического развития дошкольника, и уметь пользоваться диагностическим инструментарием для выявления особенностей психического развития детей.
Данный учебник и практикум составлен с целью формирования у студентов представлений об основных закономерностях психического развития ребенка и методах их диагностики. ОГЛАВЛЕНИЕ учебника ориентировано на научный подход к изучению закономерностей психического развития ребенка, представления о движущих силах становления его психики, об общих закономерностях и логике развития психики в онтогенезе, знания особенностей социальной ситуации, ведущей деятельности и новообразованиях детской психики. Развитие ребенка начинается с рождения, продолжается всю жизнь и носит сложнообусловленный характер. Отправной точкой онтогенеза являются процессы генетической репродукции, роста и развития организма до его рождения. Поэтому мы присоединяемся к точке зрения авторов, которые расширяют предмет детской психологии за счет введения в поле ее исследования периода внутриутробного развития ребенка. Изучение естественных форм психического развития ребенка и их предпосылок (в том числе в пренатальном периоде онтогенеза) способствует более глубокому пониманию процесса становления его психики. В связи с этим учебник начинается с рассмотрения общих закономерностей развития психики ребенка и методов их изучения, движущих сил и факторов онтогенеза психики, решения проблемы генотипической и средовой обусловленности развития детей в различных психологических концепциях и периодизациях. Далее следует описание основных закономерностей пренатального и раннего постнатального развития.
Следующие главы пособия посвящены закономерностям развития психики в раннем и дошкольном детстве. Приводится психологическая характеристика различных видов деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста: предметной, игровой, коммуникативной, продуктивной и трудовой, что обусловлено деятельностным подходом к анализу психики детей. Также описываются основные закономерности когнитивного развития детей: возрастные особенности познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи), основные направления количественных и качественных изменений психических функций, раскрывается процесс структурообразования в познавательной сфере. Характеризуются особенности личностного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте: закономерности развития сферы самосознания, мотивационно-потребностной сферы, возрастные особенности эмоциональной и волевой сфер, нравственное развитие, личностные новообразования, приводящие к кризисам трех и семи лет. При этом особое внимание уделяется рассмотрению внешних и внутренних факторов развития личности, определяющих движущих сил и условий личностного развития ребенка.
После каждой главы приведены вопросы и задания для самоконтроля знаний, а также практические и исследовательские задания для углубленного анализа и осмысления изученного материала, психодиагностические методики, которые могут быть использованы для изучения особенностей развития различных видов деятельности, личностных особенностей и особенностей познавательных процессов детей. Списки рекомендуемой литературы после каждой главы также помогут студенту организовать самостоятельную работу по изучению психологии дошкольного возраста. С этой же целью в приложении приведены контрольные вопросы по всему курсу дисциплины, а в конце каждой главы даны темы докладов и рефератов. Текст учебника и практикума сопровождается большим количеством практических примеров, схем и таблиц, которые дают возможность лучше понять и усвоить фактический материал по психологии дошкольного возраста.
В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина "Психология дошкольного возраста" обеспечивает инструментарий формирования профессиональных компетенций бакалавра психолого-педагогического образования.
При изучении дисциплины "Психология дошкольного возраста" бакалавр должен обладать следующими компетенциями:
знать
• основные понятия, категории и методы изучения психологии дошкольного возраста;
• закономерности когнитивного и личностного развития ребенка на различных этапах дошкольного детства;
• предпосылки, симптомы и новообразования возрастных кризисов детей;
• структуру и критерии психологической готовности детей к школьному обучению;
уметь
• излагать и аргументировать положения об основных психических новообразованиях периодов дошкольного возраста;
• применять полученные теоретические знания в работе в воспитательных и образовательных учреждениях;
• анализировать возрастные особенности психического развития дошкольников;
• выявлять трудности в психическом развитии дошкольников, планировать и осуществлять психодиагностическое обследование детей;
• конструировать оптимальные условия для развития психики детей, определять способы психологической поддержки при наличии трудностей в развитии;
владеть
• понятийным аппаратом в области психологии дошкольного возраста;
• навыками определения этапов возрастного развития ребенка по характеристикам деятельности и психологическим особенностям;
• основными методами и методиками психодиагностики развития дошкольников;
• навыками анализа практических ситуаций с позиции детской психологии;
• методами проведения психолого-просветительской работы среди педагогов и родителей.
В заключение хочется выразить свою благодарность руководству Тверского государственного университета в лице ректора А. В. Белоцерковского и декана педагогического факультета И. Д. Лельчицкого за создание условий для активной и творческой работы; моим уважаемым учителям и идейным вдохновителям: профессору В. П. Анисимову, профессору В. М. Лобзарову, доценту А. А. Шикуну за консультации, конструктивные советы и поддержку, а также преподавательскому коллективу и студентам педагогического факультета ТвГУ за помощь и участие в апробации данного учебного курса.