Предисловие
Политическая социология как наука и учебная дисциплина постепенно завоевала себе признание в системе образования Российской Федерации. Она преподается на социологических факультетах ведущих университетов России, создавая достойную конкуренцию политологии. Интерес к политической социологии продиктован самой логикой развития нашего общества. После десятилетий господства исторического материализма и "научного" коммунизма, в результате которого общество оказалось в своеобразном историческом тупике, созрела необходимость в достоверном знании о политике и власти, тенденциях развития национальной и мировой политики, состоянии и структуре интересов правящей элиты, характере формальных и неформальных связей внутри партий и общественных движений, формах и методах политического участия социальных групп и отдельных граждан в выработке политики и возможностей их влияния на принятие государственные решений. Политическая социология наряду с другими дисциплинами, прежде всего политологией, дает свои ответы на самые острые и актуальные вопросы современной политики. Она делает это с присущей общей социологии научной достоверностью, объективностью, систематичностью, беспристрастностью. Не всегда данные эмпирических исследований и основанные на них теоретические выводы совпадают с интересами правящей элиты. Тогда в отношениях социологии и власти наступает напряженность. Власть пытается "подправить", или "исправить", или опровергнуть выводы социологов. Иногда ей это удается. Но чаще всего ей приходится согласиться с тем, что полученные данные объективно отражают динамику политических и социальных изменений, и декларируемые на бумаге достижения оказываются "слегка" приукрашенными, либо во имя грядущих выборов, либо во славу политического лидера.
Развитие демократии невозможно без систематического научного анализа политики и власти. Без такого анализа политика превращается, скорее, в политическую риторику, в вербальную стратегию. Политическая деятельность подменяется разговорами о действиях. Время политических свершений переносится в отдаленную перспективу. Свои метаморфозы будут происходить и с политической властью. Она утрачивает присущий ей публичный и открытый для критики характер, постепенно отчуждаясь от потребностей социальных групп и отдельных индивидов, руководствуясь в своей деятельности только своими собственными интересами.
В силу исторических особенностей российской политической социологии приходится многому учиться на традициях и опыте американской и европейской социологии. Без знания, достигнутого в области политической социологии в Европе и Америке, сложно представить себя квалифицированного российского специалиста. Точно так же, как трудно его представить без знания отечественных традиций, прерванных в начале XX столетия.
Для современного общества характерно ускорение динамики социальных и политических изменений. В этой связи актуальным становится формирование навыков самостоятельного анализа политических процессов и явлений, умения на основе социологического знания самостоятельно осмысливать политическую действительность и принимать решения. В этом плане курс политической социологии превращает процесс обучения в важный этап политической социализации, связанной с формированием гражданской позиции и политической идентичности, повышения политической компетентности и гражданской активности молодежи.
Учебник включает в себя не только систематическое изложение теоретического материала, но и практикум по политической социологии. Структура учебника составлена таким образом, чтобы студенты могли освоить не только базовый теоретический материал, полностью раскрывающий тематику курса, но и развить умения, применять полученные знания на практике, закрепить общекультурные и профессиональные компетенции.
В результате освоения материала учебника студент должен:
знать
• предмет, цели и задачи политической социологии, ее категориальный и понятийный аппарат;
• современные представления о политике и власти;
• историю, логику и тенденции развития политической социологии в России;
уметь
• обобщать и систематизировать социальную и политическую информацию;
• ориентироваться во внутренней и внешней политике;
• давать самостоятельную оценку политическим процессам и явлениям;
• грамотно ориентироваться в современных политических процессах;
• отстаивать свою позицию в научной дискуссии;
• выбирать необходимые методы для решения учебных и исследовательских задач;
владеть
• современными социологическими методами исследования политики и власти;
• современными технологиями поиска, обработки и анализа социологических данных, социальной информации, полученных политической социологией и смежными науками, для подготовки аналитических предложений и рекомендаций, направленных на решение конкретных социальных и политических задач;
• навыками самостоятельной работы с учебной и научной литературой в целях активного участия в учебном процессе, подготовки докладов, презентаций и публичных выступлений;
• количественными и качественными методами исследований политических процессов и явлений.
На это нацелен весь методический комплекс учебника, включающий в себя систематическое изложение теоретического материала, а также располагающиеся после каждой главы практические материалы для самостоятельной работы: контрольные и аналитические вопросы, проверочные тесты по каждой теме, ситуационные задания, разбор конкретных ситуаций (кейсы и деловые игры), темы для групповых дискуссий, рефератов и докладов, список использованной в главе литературы. Также в конце издания приведены глоссарий и списки основной и дополнительной литературы по курсу.
Учебник будет полезен не только студентам, но и преподавателям высшей школы, особенно молодым. Он открывает перед ними возможность творчески моделировать практические занятия в зависимости от учебной программы и уровня подготовленности аудитории.
Учебник состоит из четырех разделов. В первом разделе содержится изложение теоретических и методологических проблем социологического исследования политики и власти, определяются объект и предмет науки, прослеживается эволюция основных парадигм политической социологии, раскрываются основные ее концепции и школы.
Второй раздел посвящен институциональным основам политики. Политика в современном обществе носит преимущественно институционализированный характер. Политические институты определяют характер, условия и направленность практической деятельности акторов. Парламентская или партийная, гражданская или электоральная практики так или иначе осуществляются посредством политических институтов. Знание и понимание законов их функционирования является важнейшим условием освоения дисциплины.
Третий раздел посвящен важным социальным проблемам функционирования политики и власти. В нем нашли отражение проблемы социальной и политической стратификации современного общества, структуры и функции политической элиты, взаимоотношений гражданского общества и государства, участия бюрократии в осуществлении политической власти и реализации государственной политики, места и роли групп интересов и этносов в политическом процессе, особенности становления и развития лоббизма в России, особенности влияния и значения политической культуры в функционировании политических институтов.
Четвертый раздел учебника включает в себя вопросы участия граждан в выработке и осуществлении политики. В него вошли такие актуальные проблемы, как политическая социализация личности, факторы и формы политического участия, модели и виды политического и электорального поведения в странах развитой и развивающейся демократии.
Автор выражает благодарность рецензентам, коллегам по кафедре социологии политических и социальных процессов факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета за поддержку и высказанные ценные замечания в процессе написания и подготовки работы к публикации.