Предисловие
Иногда спрашивают: зачем педагогика физику, врачу, биологу или экономисту? Студенты удивляются, обнаружив в расписании весьма, казалось бы, далекую от их специальности науку. Между тем ситуации, в которых современному специалисту необходимо знать педагогику, возникают на каждом шагу: это и самовоспитание, и воспитание собственных детей, и обучение подчиненных. Вся наша жизнь – непрерывный процесс воспитания, и тот, кто о нем больше знает, имеет больше шансов приспособиться к новым обстоятельствам. Вот почему в современные программы подготовки по всем специальностям введены курсы педагогики.
Ведущие отечественные и зарубежные высшие учебные заведения перешли на систему подготовки "один вуз – два диплома", которая предполагает получение, помимо основной, дополнительной специальности. Очень часто дополнительной специальностью становится педагогика, поэтому в дипломе будет, например, написано: "экономист, преподаватель", "радиофизик, преподаватель". Дополнительная квалификация расширяет возможности трудоустройства, а для многих специалистов профессия преподавателя может стать основной.
Педагогика – это особенная учебная дисциплина. Во-первых, в отличие от многих других научных отраслей она имеет свой вечный, однозначно и строго зафиксированный предмет – воспитание. Во-вторых, педагогика чрезвычайно сложная, может быть, самая сложная из всех известных наук, потому что она изучает человека, а, как известно, человек есть высшее достижение природы, ее венец. В-третьих, педагогическая наука противоречива, неоднозначна. Мало сказать, что каждый из нас имеет свое мнение о воспитании и может опровергнуть чуть ли не любое утверждение и будет по-своему прав. Даже среди великих мыслителей нет единодушия в оценках этой стороны человеческой и общественной жизни. Сотни диаметрально противоположных утверждений встречаются нам в работах философов, педагогов, политиков, государственных деятелей. В-четвертых, педагогика как наука не имеет строгих пределов: с ней связаны десятки пограничных наук. Накоплено огромное количество информации, написано множество педагогических книг, а проблемы воспитания остались, ведь жизнь человека, его воспитаниенеявляются неизменными. Наконец, педагогика – очень интересная наука. Интересна она не только предметом изучения, но и историей своего развития; не только прозрениями и открытиями, но и драмами человеческих судеб, ошибками и заблуждениями.
Какого воспитания требует современный человек? Как воспитание может помочь ему утвердиться в жизни, сделать карьеру, стать счастливым? На наших глазах происходят разительные перемены во взглядах на воспитание, потому что жизнь стремительно наполняется неведомым ранее ОГЛАВЛЕНИЕм, появляются необычные сценарии поведения людей. Новые реалии определяют задачи и пути развития современной педагогики. Знание теории и практики педагогики является основой в определении новых подходов к общественному развитию и управлению производством. Педагогические подходы, связанные с психологическими и управленческими концепциями, выдвигаются сегодня на первый план в процессах модернизации предприятий: вначале человек, его нужды, потребности и возможности, и лишь потом – экономика, деньги.
Педагогика – это учебная дисциплина, которая входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) для бакалавров и специалистов. Для некоторых специальностей она соединяется с психологией и изучается в рамках единого курса "Психология и педагогика". В ряду философских, общественных, управленческих и экономических дисциплин, использующих человековедческие принципы, педагогика является одним из основополагающих теоретических и методических фундаментов для формирования у студентов мышления, сконцентрированного на человеке, необходимого для понимания сущности преобразований в различных сферах деятельности. В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина обеспечивает инструментарий формирования профессиональных компетенций бакалавра, специалиста.
Ядро компетентности – сформированные навыки профессионального мышления и умение применять полученные знания на практике. После изучения дисциплины бакалавр, специалист должен:
знать
• основные положения наук о человеке;
• закономерности функционировании органа учения – мозга;
• закономерности формирования, развития, воспитания, обучения и образования человека;
• предмет и основные категории педагогики, ее назначение;
• закономерности протекания педагогических процессов;
• современные учебно-воспитательные системы;
• принципы обучения и воспитания;
• методы, формы, средства обучения и воспитания;
• современные образовательные и воспитательные технологии;
• концепции управления педагогическими системами и процессами;
уметь
• применить получение знания для собственного обучения, развития, повышения квалификации, самообразования на протяжении всей жизни;
• выявлять проблемы педагогического характера при анализе конкретных жизненных и производственных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев педагогической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических и личностных последствий;
• анализировать деятельность руководства по подбору кадров, сплочению коллектива, созданию благоприятных условий для профессионального и личностного роста сотрудников предприятия;
• анализировать воспитательную среду предприятия, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на развитие, образование и повышение квалификации работающих;
• осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных воспитательных и образовательных задач;
• грамотно и по назначению использовать информацию, полученную в результате педагогических исследований;
• осуществлять стратегическое планирование образовательно-воспитательной деятельности коллектива предприятия;
• разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии переобучения и повышения квалификации работников предприятия;
• анализировать коммуникационные процессы на предприятии и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;
• использовать международный опыт и передовую отечественную практику при разработке и внедрении технологий профессионального роста работников предприятия;
• ставить и решать задачи сотрудничества с университетами, государственными и общественными организациями по обеспечению должного уровня развития персонала;
• продвигать идеи нематериального стимулирования работников предприятия, развивать их общественное сознание, нравственность и ответственность, способность трудиться для общего блага;
владеть
• понятийным аппаратом в области педагогики;
• навыками самообразования;
• основными методами общения и воспитательного воздействия;
• элементами основных технологий обучения, образования, развития;
• навыками применения современных инструментов тренинга;
• современными методами сбора, обработки, анализа, интерпретации информации;
• навыками практического педагогического воздействия;
• умениями сбора и анализа информации о человеке для оценки его состояния и прогноза профессионального роста;
• умениями общения и улаживания конфликтов;
• умениями общения с семьями и детьми сотрудников;
• навыками оказания практической педагогической помощи и поддержки;
• методами организации непрерывного образования;
• методами разработки и реализации воспитательных программ.
Изучение дисциплины связывается со знаниями, полученными студентами в ходе освоения других человековедческих курсов – этики, эстетики, истории, обществоведения, психологии, философии, социологии. Материалы учебника могут быть использованы при изучении дисциплин "Психология", "Политология", "Экономика", "Менеджмент", "Маркетинг" и др. в высших и средних учебных заведениях.
Изложение материала строится по испытанной классической схеме с выделением главного и его последующим объяснением, рассмотрением иод различными углами зрения. Базисных знаний, которые должен усвоить студент, сравнительно немного, но они "обросли" огромным количеством второстепенной информации, которая затемняет сущность, часто мешает вычленять и понимать главное. Поэтому следует, как говорится, смотреть в корень, а поняв главное, можно легко отыскать и привести необходимые доказательства и примеры. Запоминать нужно не определения и факты, а логику человеческого воспитания.
В вузах постепенно вводятся европейские стандарты высшего образования, проверяются модели так называемой кредитнотрансферной системы (European Credit Transfer and Accumulation System – ECTS). По этой системе ОГЛАВЛЕНИЕ курса делится на модули, изучая которые, студент постепенно набирает необходимые условные единицы (кредиты).
Учебник построен на основе новой концепции, преодолевающей искусственное разведение понятий обучения и воспитания. Общее понятие "эдукация", которое означает неразрывное единство обучения и воспитания, устраняет множество недоразумений, делает педагогическую теорию и практику ясной и понятной. Вместе с другим общим понятием – "робурсация", в котором объединены ступени эдукации (образование, развитие, формирование), педагогика приобретает компактное и ясное представление как наука об эдукации и робурсации.
Изучение курса сопровождается заданиями, которые при некотором напряжении собственных усилий студент способен выполнить и самостоятельно добыть недостающие знания. Задания не имеют постоянного места в структуре учебника, а возникают там, где им логически подготовлено место предыдущим изложением.
Главы учебника завершаются итоговым тестом, составленным с учетом требований обучающего контроля, т.е. повторения изученного в сжатом виде с одновременным определением правильных и неправильных ответов. Выполняя это интеллектуальное задание, студент имеет возможность еще раз повторить основные положения темы, сформировать свое отношение к ним.
В конце книги даются ответы на тесты, литература для углубленного изучения курса, а также глоссарий.
Изучив курс, студент способен получить ясное представление об одной из самых важных наук современности – педагогике, разобраться в ее закономерностях, принципах, технологических решениях. Те из учащихся, кто планирует связать свою жизнь с преподавательской деятельностью, получат надежную основу для дальнейшего овладения специальными курсами.