Предисловие
Учебная дисциплина "Отечественная история" входит в базовую (профессиональную) часть профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВГТО) для бакалавров по специальностям, программа которых предусматривает изучение данной дисциплины. Курс "Отечественная история" имеет целью дать студентам углубленное представление об истории России в разные эпохи, показать актуальность владения знаниями о событиях прошлого для понимания современности. Студенты учатся анализировать важнейшие проблемы российской истории, выстраивать систему наиболее значимых исторических фактов, обращая внимание не только на объективные процессы в истории России, но и на роль отдельных личностей, исторических деятелей и их взаимоотношения.
Дисциплина "Отечественная история" занимает важнейшее место в системе гуманитарной подготовки бакалавра. Нельзя стать грамотным специалистом, не зная прошлого своей страны и ее роли в системе других государств в разные исторические периоды. Многие явления настоящего уходят корнями в прежние века российской истории. Осознавая давние истоки сегодняшних процессов и явлений, специалист может прогнозировать дальнейшие события, а это имеет первостепенное значение в любой области будущей профессиональной деятельности. На примере событий и явлений отечественной истории студент учится подвергать анализу многие общественные явления, с которыми ему придется иметь дело в его дальнейшей работе, давать им правильную оценку и выбирать оптимальные пути обращения с этими феноменами.
В ходе изложения материала курса ставятся задачи:
1) раскрыть основные этапы становления и развития Русского государства с древнейших времен до наших дней;
2) показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории, проанализировать общее и особенное в российской истории и определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;
3) раскрыть особенности социально-экономического развития России, проанализировать причины и последствия специфики развития страны;
4) показать роль и место России в системе международных отношений IX–XXI вв.
Согласно ФГОС ВПО процесс изучения дисциплины направлен на формирование важнейших компетенций – общекультурных и профессиональных.
Общекультурные компетенции:
– владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
– стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способность изменять при необходимости профиль своей деятельности, способность к социальной адаптации (ОК-6);
– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
– способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);
– готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, однонациональные, религиозные и культурные различия (ОК-11);
– осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14).
Профессиональные компетенции:
– способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории (ПК-1);
– способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
– способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);
– способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);
– способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владение навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах (ПК-9);
– способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14).
В результате изучения дисциплины "Отечественная история" бакалавр должен:
знать:
• базовые исторические понятия и концепции;
• место отечественной истории в системе других гуманитарных наук;
• важнейшие этапы истории России;
• основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей;
• закономерности развития истории России, сопоставляя их с закономерностями развития других стран и народов;
• особенности проявления различных общих закономерностей в те или иные периоды отечественной истории;
уметь:
• читать и понимать тексты исторических источников;
• правильно применять главные исторические понятия при анализе прошлых и современных событий и явлений;
• выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
• анализировать, сравнивать и сопоставлять исторические факты, делать аргументированные выводы, на основе опыта различных школ исторической мысли анализировать во взаимосвязи социально-экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
владеть:
• важнейшими терминами, необходимыми для анализа исторических событий и фактов;
• методологическими приемами анализа;
• навыками исторического анализа при рассмотрении реально происходивших и происходящих событий;
• навыками самостоятельной работы по подготовке выступлений на семинарских занятиях;
• навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
Материалы данного издания могут быть использованы при изучении курсов "История России", "История русской культуры", "История международных отношений", "История общественной мысли" и др. в высших учебных заведениях России и стран СНГ.
При написании пособия использованы труды выдающихся российских и зарубежных историков, составляющие золотой фонд историографии России, – от В. Н. Татищева до наших современников.
Учебное пособие состоит из пяти глав, посвященных разным периодам истории России, а также введения с кратким обзором источников и историографии по истории России и заключения. В приложении даны разнообразные справочные материалы, которые помогут привести в систему полученные знания и лучше ориентироваться среди множества исторических фактов и явлений.
В гл. 1 "Древняя Русь – Московское государство – Российская империя" освещены важнейшие проблемы истории нашей страны с древнейших времен до конца XVIII столетия.
В гл. 2 "Россия в первой половине XIX века: особенности экономики, социальное развитие, общественно-политическое движение" рассказано о начале модернизации российского общества в направлении к современной индустриальной цивилизации.
В гл. 3 "Реформы и реформаторы в России" излагаются ключевые проблемы периода капиталистической модернизации России во второй половине XIX столетия.
В гл. 4 "Первая мировая война и крах монархии в России" освещается период революционных событий начала XX в.; показаны предпосылки Октябрьской революции 1917 г., изменившей всю последующую историю страны.
В гл. 5 "Построение социализма в России" излагаются ход и результаты попытки радикального изменения всего облика России в ходе социалистического эксперимента XX столетия.
Поскольку события рубежа XX–XXI вв. пока еще являются предметом не столько исторического, сколько политологического интереса, то они сжато излагаются в кратком заключении.