Предисловие
Особое место среди социально-гуманитарных дисциплин занимает экономическая теория. Это обусловлено тем, что жизнь современного человека буквально пронизана и определяется экономикой. Когда общество благополучно экономически, в нём царят удовлетворённость, порядок и мир. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придаёт людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.
Сквозная идея книги – в нашем мире нет ничего идеального. Государство, свобода, демократия; православие, протестантизм; план, рынок; социализм, капитализм – всё имеет свои теневые и светлые стороны. Значит, людям нет смысла вступать в конфронтацию[1], настаивая на правоте именно своих принципов. Только "глупец считает свой путь лучшим, мудрый прислушивается к советам других" (6-Пр 12:15). Поэтому послушаем Гоголя, рекомендующего овладеть "тоном умеренности" и всюду отыскивать "разумную середину вещей" (14-4,306,314). Так и в хозяйственной сфере – полезнее эффективно сотрудничать, гибко применяя разные формы и способы социально-экономической практики, чтобы извлекать из них максимум плюсов и в то же время сглаживать минусы.
Данное учебное пособие – попытка автора изложить экономическую теорию в сжатой, наглядной и доступной форме. Оно составлено на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и охватывает восемь тем. Так, во вводной первой теме представлены понятия экономики и системы экономических наук; предмет, основные функции и методы экономической теории, а также ключевые этапы её исторического развития, главные теоретические школы и направления.
Вперед, вторая тема открывает собственно экономическую теорию. Она начинается с того, без чего любая экономика состояться не может, – с факторов производства. В современных хозяйствах наряду с традиционными факторами – человеческими (рабочая сила, предпринимательские способности) и вещественными (средства производства) – самостоятельное и полноправное значение получили и такие необходимые элементы, как технология, информация, наука, энергия, экология и другие. Особое место в теме занимает проблема производственных возможностей общества.
Материально-хозяйственную характеристику факторов производства логично завершить вопросом об их платности и доходности – это уже третья тема. Там, где ресурсы бесхозны и бесплатны, они плохо сохраняются и используются, там неизбежны безответственность и неэффективность экономики. В то же время владельцы ресурсов (рабочей силы, земли, капитала и предпринимательских способностей) хотят получить от их хозяйственного применения доход – зарплату, ренту, процент и прибыль.
Завершив тему о производственных ресурсах общества, уместно перейти к экономическим отношениям в нём – это четвёртая тема. Отношения эти весьма разнообразны, но в качестве главных выступают следующие четыре блока; /1/ организационно-экономические отношения (разделение труда и интеграция), /2/ отношения собственности, /3/ товарно-денежные отношения и /4/ социально-экономические отношения, представляющие две основные системы хозяйствования: государственно-организованную и рыночную.
В следующей пятой теме пункт за пунктом рассмотрены рынок, его функции и факторы саморегулирования; монополия и конкуренция; спрос, предложение и рыночная цена; издержки производства, прибыль, рентабельность. Шестая тема знакомит читателя с основными микроэкономическими показателями (ВНП, ВВП, национальный доход), а также с проблемами экономического роста и хозяйственной нестабильности (спады, безработица, инфляция).
Чтобы этой нестабильности было меньше, в современных экономиках осуществляется макрорегулирование, т.е. поддержание государством нужного социально-экономического порядка на уровне всей страны. Эта проблема раскрыта уже в седьмой теме, где представлены три главные линии регулирования – финансовая, кредитно-денежная и социальная политика правительства.
Наконец, вся восьмая тема посвящена мировой экономике. Международная торговля, ввоз-вывоз капитала, создание оффшорных зон, валютные и другие отношения занимают бо́льшую её часть. Мировое сообщество, кроме того, к сожалению, отягощено так называемыми глобальными проблемами. Это экономическая отсталость обширной части мира, издержки процесса глобализации, проблемы демографии, ресурсов, продовольствия, экологии и конверсии. Рассматриваются возможные пути решения этих проблем.
В пособии, далее, приводятся многочисленные условные и реальные примеры, цифровые данные, исторические ссылки, справочные примечания, которые помогают лучше понять теорию и полнее представить окружающий мир, повышают кругозор, разносторонность знаний читателя. Они часто выделены петитом[2].
Автор стремился изложить материал максимально доступно, сжато и чётко, используя особое оформление текста с помощью графических символов, разнообразия шрифтов, многочисленных (более 190) рисунков и таблиц, которые призваны наглядно обобщать информацию, облегчая и ускоряя её восприятие в целом.
Текст большинства страниц учебного пособия сопровождает подстрочный словарь иностранных слов. А для удобства поиска нужного слова или словосочетания вне окружающего их контекста[3] в конце книги дан алфавитный указатель, в котором раскрыто значение тех или иных слов, терминов[4], теорий, идей. При этом знак (*) указывает на переносное, разговорное значение слова.
Кроме того, в словах, где нередки ошибки в произношении [например, "ва́ловый", "отрасле́й", "договорно́й", "стоимостно́й", "маржа́", "о́птовая", "склады́" (хранилища) вместо правильных "валово́й", "о́траслей", "догово́рный", "сто́имостный", "ма́ржа", "опто́вая", "скла́ды"], для ориентации читателя проставлены ударения.
Необходимые ссылки на литературные источники даются прямо по ходу текста в скобках к соответствующим цитатам или иным заимствованиям. При этом 1-я цифра везде означает порядковый номер источника в списке литературы. А далее (по книжным изданиям) 2-я цифра (после чёрточки) означает либо номер тома (тогда она выделена полужирным шрифтом), либо сразу номер страницы (в однотомниках); 3-я цифра (иногда 4-я, 5-я и так далее) – это номер страницы (или номера страниц) в данном томе. К примеру, ссылка вида (50-11,42) означает, что данную цитату надо искать в собрании сочинений Чехова, в 11-м томе, на странице 42.
Ссылки на Библию обозначены в соответствии с принятыми в ней сокращениями: скажем, запись (6-Пр 22:7) отсылает нас к Книге Притчей Соломоновых – глава 22, стих 7.
В периодических изданиях даются два вида обозначений. (1) По ежемесячникам и еженедельникам: 2-я цифра означает порядковый номер издания в данном году, 3-я цифра (после наклонной черты) – год, а 4-я (после занятой) – номер страницы (например, 55-5/99,3 – пятый номер "Аргументов и фактов" за 1999 год, страница 3). (2) По ежедневным периодическим изданиям указываются дата и номер страницы (например, 56-11.05.00,5).
Сведения об упомянутых в тексе 107 персонах (от лат. persona – личность) помещены в указателе имён. Там же кратко даны их некоторые концепции, если они не изложены выше. Наконец, люди, связанные с экономической теорией и практикой, кратко представлены при их первом упоминании и в основном тексте книги.
Учебное пособие ориентировано прежде всего на студентов и преподавателей колледжей и училищ. Поэтому в приложениях предлагается авторский вариант зачётных карточек, экзаменационных вопросов и билетов, ОГЛАВЛЕНИЕ которых логически увязано с данным учебным курсом. В то же время, стремясь к чёткости и наглядности изложения, сопровождая текст справочными сведениями и подстрочным словарём, автор рассчитывал, что и более широкий круг читателей найдёт для себя в этой книге полезную информацию.
Автор весьма признателен за консультационную, информационную, техническую помощь Уилме и Вернеру Шнайдер (Тибурон, штат Калифорния, США), Елене Леонидовне Чижовой (Ветлужский, Нижегородская обл., Россия), Наталье Николаевне Суровцевой (Вологда, Россия), Ирине Михайловне Куликовой, Татьяне Андреевне Степановой, Марку Исааковичу Туринскому и Сергею Сергеевичу Хижнякову (Москва, Россия).
Неоценимый вклад в работу над этим учебным курсом основ экономической теории внесла Инесса Николаевна Куликова (30 марта 1939, Вологда – 12 сентября 2004, Москва) – коллега, верная подруга и спутница, любимая и незабвенная жена автора.