Предисловие

Учебник подготовлен Татьяной Леопольдовной Тимохиной, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры Мировой политики и международных отношений Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета, имеющей 20-летний опыт работы в московских гостиницах, в том числе на гостиничных предприятиях с иностранным менеджментом.

Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения но специальности 101100 Гостиничное дело (профиль – гостиничная деятельность), определяет ОГЛАВЛЕНИЕ и структуру учебной дисциплины "Организация гостиничного дела".

Дисциплина "Организация гостиничного дела" является дисциплиной базовой части профессионального цикла Б. 3 ФГОС ВПО по направлению подготовки 101100 Гостиничное дело.

Автор подробно рассматривает организацию гостиничного дела. Представлена терминология индустрии гостеприимства. Учебник включает ответы на вопросы, связанные с управленческой структурой и функциями современного гостиничного предприятия. Детально освещаются функции различных служб и отделов гостиничного предприятия, их состав, взаимосвязи. Подробно рассматриваются правовые и нормативные документы, определяющие деятельность гостиниц в Российской Федерации.

Большое внимание в книге уделено правилам внутреннего трудового распорядка, взаимоотношениям между персоналом и гостями, взаимоотношениям внутри коллектива в высококлассном отеле, деловому этикету работников индустрии гостеприимства.

Работа построена на последовательном описании этапов в обслуживании клиентов гостиницы. Подробно раскрываются вопросы организации бронирования номеров и мест.

Существенное место отводится вопросам организации приема, регистрации и размещения различных категорий поселяющихся; обслуживанию клиентов во время проживания. Освещен аспект, связанный с порядком расчетов за проживание и оказанные клиентам гостиницы дополнительные платные услуги.

Особое место в учебнике отведено:

• инновационным методам организации предоставления индивидуального обслуживания; современным техническим средствам, помогающим в данной работе;

• принципам функционирования специализированных подразделений по организации элитного, индивидуального, вип-обслуживания;

• непосредственным обязанностям консьержей и дворецких;

• проблемам, встречающимся в их работе, и способам их решения.

Излагаемый материал подкрепляется схемами, рисунками, образцами технологической документации, что способствует более эффективному восприятию и пониманию рассматриваемых проблем. Ключевые теоретические положения проиллюстрированы многочисленными примерами. Учебник содержит ссылки на нормативно-правовые документы, вопросы и задания для самоконтроля к каждой главе.

В качестве приложений автором собран большой объем нормативной и правовой документации, которой руководствуется в своей деятельности подавляющее большинство работников российских гостиничных предприятий.

В результате освоения дисциплины "Организация гостиничного дела" студент будет:

знать

• основные понятия, термины и определения в области организации средств размещения;

• классификацию гостиниц и характеристику различных категорий гостиниц;

• организационно-управленческую структуру высококлассного отеля, знать и понимать важность рациональной взаимосвязи между службами;

• принципы функционирования крупнейших служб гостиницы;

• правила внутреннего распорядка в гостиницах и туристических комплексах;

• закономерности и особенности организации гостиничного обслуживания в соответствии с современными требованиями;

• принципы и философию гостеприимства в гостиничных предприятиях;

уметь

• четко формулировать основные задачи, стоящие перед гостиничным предприятием;

• создавать должностные инструкции сотрудников, контролировать их выполнение;

• обеспечивать комплексное обслуживание потребителей гостиничных услуг;

• обеспечивать систему мер по повышению качества предоставляемых услуг;

владеть

• теоретическими знаниями и практическим навыкам организации гостиничного дела;

• информацией и последними научными разработками в сфере индустрии гостеприимства.