Предисловие

Наше общество переживает сейчас непростой период. Осуществлен переход от прежних административно-распределительных отношений, характерных для советской системы, к рыночным. Продолжаются радикальные социально-экономические и политические преобразования, охватывающие все сферы жизнедеятельности современной России.

Все это приводит к возникновению совершенно новых организаций разного рода, отсутствовавших ранее в СССР, например, агентств по подбору персонала, бирж, различных акционерных обществ, коммерческих банков, компаний, производственных и торговых фирм, холдингов и многих других предприятий с рыночной направленностью. Принципиальным образом видоизменяется деятельность организаций, существовавших прежде. В то же время некоторые из них прекратили свое существование, уйдя вместе с отжившей системой. Налицо рост динамичности общества, его организационной сферы.

Главный компонент любой организационной системы – это люди. Именно человеческий фактор во многом определяет жизнеспособность той или иной организации. Квалификация персонала, его мотивация, социально-психологический климат, характер руководства, особенности организационных коммуникаций – вот лишь некоторые важные составляющие, обеспечивающие эффективность организации. Даже высокий уровень технической оснащенности рабочих мест не поможет персоналу успешно выполнять свои функции, если на предприятии не производятся соответствующий психологический отбор и профессиональная подготовка работников, низка их трудовая мотивация, высок уровень конфликтности во всех подразделениях, а руководитель не может найти общий язык со своими подчиненными. Очевидно, что, ставя задачу повышения эффективности организаций, нужно учитывать психологические стороны их жизнедеятельности.

Отсюда вытекает необходимость обращения к данным психологической науки. Уже с начала XX в. в США и других развитых странах проводятся постоянные исследования психологических аспектов деятельности организаций в различных сферах.

Высказываются различные точки зрения по поводу предмета организационной психологии и ее проблематики. Однако при этом все авторы без исключения подчеркивают необходимость учета психологических знаний в решении многообразных задач жизнедеятельности организаций. В настоящем учебнике особое внимание мы будем уделять производственным организациям в силу их многочисленности и типичности для современного индустриального общества.

Хотя отдельные психологические вопросы жизнедеятельности организаций стали предметом внимания в отечественной науке еще в 1920-е гг., полученные данные по ряду причин не оформились в научную систему. В последние десятилетия у нас наблюдается некоторый количественный рост исследований, охватывающих широкий круг психологических проблем, свойственных любой современной организации. Стала постепенно складываться организационная психология как отрасль психологической науки со своим объектом и предметом исследования, терминологией, соответствующими теоретическими положениями и практическими рекомендациями.

Предлагаемый учебник представляет собой ОГЛАВЛЕНИЕ развернутого учебного курса по дисциплине "Организационная психология". Включенная сюда тематика охватывает весь диапазон данного учебного курса.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать

• специфику организационной психологии как отрасли научного знания и ее задачи на современном этапе развития нашего общества;

• основные психологические концепции, обычно используемые на практике с целью решения задач оптимизации функционирования организаций;

• возможности психологической науки при разработке рекомендаций с целью совершенствования жизнедеятельности современных отечественных организаций;

уметь

• использовать теоретический аппарат организационной психологии как науки для выявления различных практических проблем жизнедеятельности конкретной организации;

• находить связи между особенностями жизнедеятельности организации и поведением ее членов;

• давать основанное на психологических знаниях заключение об особенностях той или иной ситуации, сложившейся в организации;

владеть

• навыками профессионального анализа и разработки возможных рекомендаций с целью совершенствования различных сторон деятельности организации.

Учебник состоит из 14 глав, ОГЛАВЛЕНИЕ которых охватывает весь вузовский курс для бакалавров в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования уровня "Бакалавр" третьего поколения.

К настоящему времени в отечественной и западной литературе накоплен обширный материал, охватывающий большое количество различных проблем организационной психологии. Однако поскольку работ отечественных исследователей по многим из них на сегодняшний день явно недостаточно, большая часть содержания учебника основана на рассмотрении современных западных, главным образом американских, работ, не переведенных на русский язык. В известной степени автор опирался и на свой исследовательский и преподавательский опыт в сфере психологических проблем деятельности организаций, который ведет свое начало с 1965 г. Именно тогда коллектив лаборатории социальной психологии Научно-исследовательского института комплексных социальный исследований (НИИКСИ) Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) государственного университета предпринял первые шаги в этом направлении.

Навсегда сохранит автор добрую память о своем научном руководителе профессоре E. С. Кузьмине, по инициативе и при активной поддержке которого он в 1970-е гг. начал разработку и чтение спецкурса по социальной психологии управления промышленным предприятием. Хотелось бы выразить особую признательность коллегам, оказавшим заметное научное влияние на автора и его работы: академику Б. Г. Ананьеву, профессорам Г. М. Андреевой, А. Г. Здравомыслову, Б. Д. Парыгину, Л. И. Уманскому, А. В. Филиппову и В. А. Ядову. Благодарен автор и своим американским коллегам и друзьям: профессорам Т. Броку, Т. Гринингу, Г. Келли, Р. Коуану, Б. Рэйвену, Д. Сирлу, членам Ассоциации гуманистической психологии Ф. Мэйси и Б. Хазард, общение с которыми в США и России, а также предоставленные ими материалы позволили дать более полную картину исследований в американской организационной психологии.

Большое спасибо Т. Ю. Филимоненко, первопечатнице этого текста, за ее организованность и педантизм, позволившие избежать авторских "ляпов", и М. А. Росляковой, превосходно разобравшейся с авторскими таблицами.

Автор считает также своим долгом поблагодарить тех студентов, внимание и заинтересованность которых на лекциях, вопросы и дискуссии на практических занятиях стимулировали работу над этой книгой. Глубоко признателен он своим коллегам по кафедре социальной психологии Санкт- Петербургского государственного университета, поддержка которых и словом и делом способствовала проявлению его творческих усилий.

Автор с благодарностью примет замечания и советы, направленные на совершенствование содержания и формы данного учебника.