Предисловие
Техногенная деятельность человечества в настоящее время является доминирующим фактором воздействия на окружающую среду, что вызывает необходимость организации широкомасштабной и эффективной системы контроля за ее состоянием, особенно в крупных городах и вокруг экологически опасных объектов. "Надзор и контроль в сфере безопасности" – это учебная дисциплина, изучающая правовые, организационно-экономические, технические и технологические аспекты исследования изменений состояния компонентов среды обитания человека в результате действия естественных, техногенных и антропогенных факторов. Эта дисциплина является обязательной в профессиональном цикле Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) первого уровня (бакалавриат) направления 280700 "Техносферная безопасность".
Целью данной дисциплины является изучение структуры современного мониторинга безопасности техносферы; организации государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды; принципов организации государственного, производственного и общественного контроля безопасности среды обитания человека; расчетных и инструментальных методов контроля изменений компонентов техносферы; средств и приборов контроля загрязнения воздуха, воды, почвы; принципов работы и организации автоматизированных систем производственного и экологического мониторинга.
Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:
• формирование инженерно-экологических знаний, необходимых бакалавру в практике проектирования и внедрения технических систем и комплексов мониторинга и контроля состояния компонентов техносферы;
• приобретение навыков организации работ по мониторингу и контролю воздействия объектов экономики на состояние окружающей среды;
• приобретение навыков взаимодействия с иными организациями, осуществляющими деятельность в области мониторинга и контроля за состоянием среды обитания;
• овладение приемами проектирования и обеспечения функционирования систем производственного мониторинга;
• эффективное использование полученной информации;
• умение искать и находить оптимальные решения по построению экологически и экономически эффективных систем мониторинга;
• выполнение практических работ по мониторингу и контролю качества среды обитания человека.
Изучению дисциплины предшествует формирование общепрофессиональных компетенций в предыдущих фундаментальных, общеинженерных и специальных дисциплинах, а приобретаемые в предлагаемом курсе компетенции могут служить основой для выполнения выпускной квалификационной работы.
В учебнике использованы работы таких известных специалистов в области техносферной безопасности, как Э. В. Гирусов, С. В. Белов, Π. П. Кукин, Л. Я. Шубов и др.
Учебник состоит из восьми глав. Первая глава "Техническое и нормативно-правовое обеспечение безопасности" знакомит студента с общими вопросами технического и нормативно-правового обеспечения техносферной безопасности.
Вторая глава "Экологический мониторинг" представляет собой изложение вопросов экологического мониторинга техносферы.
Третья глава "Основы измерительной техники" знакомит студента с общетеоретическими основами измерительной техники.
Четвертая глава "Отбор и подготовка проб воздуха, воды и почвы" освещает вопросы технологии и средств контроля за загрязнением техносферы.
Главы пятая "Методы контроля воздействия объектов техносферы на состояние окружающей среды", шестая "Методы и приборы мониторинга химического загрязнения окружающей среды", седьмая "Методы и приборы контроля физического загрязнения окружающей среды" представляют собой изложение и анализ основных методик расчета выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, современного приборного оснащения техносферной безопасности.
В восьмой главе "Проведение экологического мониторинга на производстве" рассмотрены вопросы инвентаризации загрязняющих веществ и физических воздействий предприятий.
Изучив материал учебника, студент должен:
знать
• действующую систему нормативных правовых актов в области техносферной безопасности;
• систему управления безопасностью в техносфере;
уметь
• идентифицировать основные опасности среды обитания человека;
• оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
• пользоваться основными средствами контроля качества среды обитания;
• применять методы анализа взаимодействия человека и его деятельности со средой обитания;
владеть
• законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов;
• понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;
• методами обеспечения безопасности среды обитания;
• методами определения точности измерений;
• навыками измерения уровней опасности на производстве и в окружающей среде с использованием современной измерительной техники;
• методами оценки экологической ситуации;
• навыками профессионального анализа и решения практических задач в области надзора и контроля за техногенной безопасностью.