Предисловие

Техногенная деятельность человечества в настоящее время является доминирующим фактором воздействия на окружающую среду, что вызывает необходимость организации широкомасштабной и эффективной системы контроля за ее состоянием, особенно в крупных городах и вокруг экологически опасных объектов. "Надзор и контроль в сфере безопасности" – это учебная дисциплина, изучающая правовые, организационно-экономические, технические и технологические аспекты исследования изменений состояния компонентов среды обитания человека в результате действия естественных, техногенных и антропогенных факторов. Эта дисциплина является обязательной в профессиональном цикле Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) первого уровня (бакалавриат) направления 280700 "Техносферная безопасность".

Целью данной дисциплины является изучение структуры современного мониторинга безопасности техносферы; организации государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды; принципов организации государственного, производственного и общественного контроля безопасности среды обитания человека; расчетных и инструментальных методов контроля изменений компонентов техносферы; средств и приборов контроля загрязнения воздуха, воды, почвы; принципов работы и организации автоматизированных систем производственного и экологического мониторинга.

Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

• формирование инженерно-экологических знаний, необходимых бакалавру в практике проектирования и внедрения технических систем и комплексов мониторинга и контроля состояния компонентов техносферы;

• приобретение навыков организации работ по мониторингу и контролю воздействия объектов экономики на состояние окружающей среды;

• приобретение навыков взаимодействия с иными организациями, осуществляющими деятельность в области мониторинга и контроля за состоянием среды обитания;

• овладение приемами проектирования и обеспечения функционирования систем производственного мониторинга;

• эффективное использование полученной информации;

• умение искать и находить оптимальные решения по построению экологически и экономически эффективных систем мониторинга;

• выполнение практических работ по мониторингу и контролю качества среды обитания человека.

Изучению дисциплины предшествует формирование общепрофессиональных компетенций в предыдущих фундаментальных, общеинженерных и специальных дисциплинах, а приобретаемые в предлагаемом курсе компетенции могут служить основой для выполнения выпускной квалификационной работы.

В учебнике использованы работы таких известных специалистов в области техносферной безопасности, как Э. В. Гирусов, С. В. Белов, Π. П. Кукин, Л. Я. Шубов и др.

Учебник состоит из восьми глав. Первая глава "Техническое и нормативно-правовое обеспечение безопасности" знакомит студента с общими вопросами технического и нормативно-правового обеспечения техносферной безопасности.

Вторая глава "Экологический мониторинг" представляет собой изложение вопросов экологического мониторинга техносферы.

Третья глава "Основы измерительной техники" знакомит студента с общетеоретическими основами измерительной техники.

Четвертая глава "Отбор и подготовка проб воздуха, воды и почвы" освещает вопросы технологии и средств контроля за загрязнением техносферы.

Главы пятая "Методы контроля воздействия объектов техносферы на состояние окружающей среды", шестая "Методы и приборы мониторинга химического загрязнения окружающей среды", седьмая "Методы и приборы контроля физического загрязнения окружающей среды" представляют собой изложение и анализ основных методик расчета выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, современного приборного оснащения техносферной безопасности.

В восьмой главе "Проведение экологического мониторинга на производстве" рассмотрены вопросы инвентаризации загрязняющих веществ и физических воздействий предприятий.

Изучив материал учебника, студент должен:

знать

• действующую систему нормативных правовых актов в области техносферной безопасности;

• систему управления безопасностью в техносфере;

уметь

• идентифицировать основные опасности среды обитания человека;

• оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

• пользоваться основными средствами контроля качества среды обитания;

• применять методы анализа взаимодействия человека и его деятельности со средой обитания;

владеть

• законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов;

• понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;

• методами обеспечения безопасности среды обитания;

• методами определения точности измерений;

• навыками измерения уровней опасности на производстве и в окружающей среде с использованием современной измерительной техники;

• методами оценки экологической ситуации;

• навыками профессионального анализа и решения практических задач в области надзора и контроля за техногенной безопасностью.