Предисловие

95-летию

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации посвящается

Уважаемый читатель!

Вам предлагается второе издание учебника, написанного авторским коллективом вузовских преподавателей ведущего финансового университета России.

Второе издание учебника отличается несколькими особенностями:

• авторы учли опыт работы на основе учебника, вышедшего в 2012 г. В текст были внесены необходимые изменения и дополнения, появившиеся в результате практики преподавания дисциплины на основе данного учебника;

• размер учебника доработан до оптимального за счет расширения изложения дидактических единиц, при этом особый акцент сделан на наиболее трудные для изучения темы. В результате количество глав увеличилось на одну;

• согласно образовательному стандарту во втором издании учебника предусмотрены задания для самостоятельной работы студентов, поэтому по каждой из восьми тем подготовлен методический комплекс в виде контрольных вопросов аналитического характера, задач, тестовых заданий. Приведенные ответы позволяют студентам самостоятельно оценить степень усвоения материала;

• обновлен библиографический список.

Предлагаемую читателям книгу отличает дифференциация учебного курса с учетом технологии двухуровневого образования и его ориентация на выполнение требований Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС-3) к результатам освоения базовых образовательных программ бакалавриата по направлениям "Экономика" и "Менеджмент".

Как показывает анализ новых образовательных стандартов, требования к знаниям, умениям, навыкам выпускника бакалавриата не только не уменьшились по сравнению со специалистами, но и возросли, что требует обогащения содержания экономического образования бакалавров. Если ранее многие вопросы, касающиеся относительно "новых" экономических подходов, концепций и теорий (общественного выбора, общественного благосостояния, экстерналий и трансакционных издержек, отношений "принципал – агент"), рассматривались в ознакомительном порядке, то анализ требований, предъявляемых к знаниям бакалавров Федеральным интернет-экзаменом, показывает, что теперь эти вопросы обязательны к освоению.

В связи с этим авторы не пошли по пути упрощения и выхолащивания сложных вопросов для бакалавров, а, наоборот, постарались расширить курс и доступно представить сложные вопросы современной микроэкономики.

В основу данного учебника положен компетентностный подход. В результате освоения курса студент должен:

знать

• основные понятия и законы микроэкономики;

• основы предельного анализа;

• ключевые микроэкономические модели поведения экономических субъектов;

• теоретические основы и закономерности функционирования частичных рынков;

• цели, механизмы и последствия экономической политики государства на микроэкономическом уровне, ее влияние на поведение экономических субъектов;

уметь

• анализировать микроэкономические вопросы, грамотно применяя основные микроэкономические понятия;

• логически обосновывать непротиворечивые выводы относительно изучаемых микроэкономических проблем и допустимых подходов к их решению с учетом критериев социально-экономической эффективности;

• вести научную дискуссию по проблемам микроэкономики;

владеть

• понятийным аппаратом по всем темам микроэкономической теории в объеме пройденного курса;

• основными методами микроэкономического анализа и моделирования микроэкономических процессов во вза

имосвязи алгебраических вычислений и графических построений;

• навыками самостоятельного поиска и усвоения новых знаний по микроэкономике;

• способностью передачи знаний по микроэкономике в образовательном процессе.

Авторы выражают надежду, что учебник поможет облегчить трудности, связанные с переходом отечественной системы образования на двухуровневое образование и новые образовательные стандарты четвертого поколения в области изучения одного из базисных для экономистов курсов "Микроэкономика", а также позволит бакалаврам и всем изучающим данный курс сформировать и реализовать в своей деятельности экономический образ мышления и необходимые в современной экономической практике компетенции.