Предисловие

Современный преподаватель высшей школы – специалист высокой квалификации. Он обладает "интеллектуальным капиталом", достаточным для того, чтобы передать его следующему поколению студентов. Однако этот "интеллектуальный капитал" не может ограничиваться набором глубоких академических знаний и умений. Преподаватель современного вуза должен быть методически подготовлен, чтобы успешно реализовать центральный вид своей профессиональной деятельности, предусмотренной Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, – преподавание. Иными словами, он должен быть готов не только содержательно, но и организационно-технологически обеспечить собственную преподавательскую деятельность, что совсем непросто в условиях непрерывной модернизации открытой навстречу динамичному развитию науки, техники и технологий высшей школы, всего современного общества.

Ключевыми направлениями модернизации высшего образования в начале XXI столетия являются: развитие межвузовской кооперации, академической мобильности студентов и преподавателей в международном масштабе; интернационализация высшего образования посредством реализации профессиональных образовательных программ, предлагаемых на разных языках; введение модульно-кредитной системы; развитие внутривузовских систем контроля качества образования; привлечение студентов и работодателей к внешней оценке деятельности вузов; возрождение единства образовательного и исследовательского пространств университетов. Что касается нашей страны, то здесь центральная задача на ближайшую и среднюю перспективу – перейти от деклараций к реальным шагам построения современной системы высшего образования. Главный барьер, препятствующий решению этой задачи, – неготовность преподавателей, в значительной степени вызванная непониманием, а подчас и незнанием сущности нововведений.

Квалификация профессорско-преподавательского состава вуза, качество содержания высшего образования и его организационно-методическое строение находятся в тесной взаимосвязи. Их развитие в отрыве друг от друга оказывается неэффективным и, более того, невозможным. Так, сохранение традиционной поточно-групповой организации учебного процесса в вузе не позволяет ввести модульно-кредитную систему и тем самым лишает студента возможности выбора учебного курса и построения индивидуального образовательного маршрута. Наличие самых современных программ и высококлассных кадров не позволяет компенсировать дефициты в организационно-методической системе вуза.

Однако главная трудность, с нашей точки зрения, заключается в сложившихся и укоренившихся в образовательной практике стереотипах преподавания. Абсолютное большинство преподавателей, начиная свою деятельность в вузе, не руководствуется современными достижениями наук об образовании, а воспроизводит те подходы, при помощи которых учили их самих. Методический арсенал таких преподавателей ограничивается скудным набором однообразных форм и методов работы: те же "информационные" лекции, те же семинары, те же экзаменационные билеты, те же приемы и манеры. Не один год уходит на поиск "собственного стиля" в преподавании, опирающегося на индивидуальные "сильные стороны" преподавателя и адекватного современным условиям и требованиям. К сожалению, далеко не все преподаватели доходят в этом пути до победного конца.

Задача данного учебно-практического пособия – содействовать преподавателю вуза с первых его шагов в создании собственной методической системы. По этой причине учебник следует воспринимать прежде всего как систему заданий для индивидуальной или групповой самостоятельной работы. Выполнение этих заданий позволяет овладеть профессиональными знаниями о процессах модернизации высшего образования в России и за рубежом; поисковыми и аналитическими умениями, необходимыми для разработки современных программ высшего образования; проектировочными умениями, которые применяются в процессе преподавания. Кроме того, тексты разделов и параграфов помогают ориентироваться в информационном пространстве и находить необходимые для работы над заданиями источники на русском и английском языках, в том числе размещенные в открытом доступе в сети Интернет.

Важной задачей, решению которой призвано содействовать пособие, является овладение будущим преподавателем высшей школы технологиями реализации образовательных программ нового типа – программ, нацеленных на формирование компетенций. Новые российские образовательные стандарты, введенные в действие в 2011 г., основаны на компетенциях (competence based standards), и их реализация требует соответствующих программ и технологий. Разработать образовательные стандарты нового формата непросто, но ввести их в учебный процесс вуза еще сложнее.

В чем особенность новых, компетентностно-ориентированных образовательных стандартов и программ?

Компетентностный подход диктует логику построения образовательных программ, непривычную для существующей образовательной практики. Традиционная схема работы состояла в том, что сначала отбиралось "научное ОГЛАВЛЕНИЕ" образовательных программ, и затем решалось, какие образовательные результаты (знания, умения и навыки) можно сформировать, опираясь на это ОГЛАВЛЕНИЕ. Логика компетентностного подхода предполагает движение в противоположном направлении: от результатов образования – к содержанию. При этом приоритетное значение получают те образовательные результаты, которые связаны с овладением обучающимся инструментами деятельности и познания. Важно правильно расставить акценты: речь идет не об отрицании значимости "академических" знаний, но о повышении значимости универсальных умений и готовности к профессиональной деятельности. В связи с этим будущему преподавателю вуза необходимо сосредоточиться на формировании готовности применять знания и умения в различных реальных условиях, в самых разнообразных профессиональных ситуациях. Представленный учебный материал построен в соответствующей логике. Работая с данным пособием, будущий преподаватель сможет оценить на собственном опыте процесс трансформации полученных знаний и умений в готовность к реализации своей профессиональной деятельности и ее отдельных элементов – действий, определенных образовательным стандартом.

Преподавание в современных условиях – не столько процесс передачи информации, сколько организационная помощь студенту в ведении своей учебной деятельности. Такая работа предусматривает четкую последовательность действий, начиная с целеполагания, мотивирования и планирования, а заканчивая обеспечением процесса и контроля результатов деятельности и корректировки ее целей и задач. Структура содержания учебно-практического пособия отвечает данной последовательности, помогая студенту последовательно овладевать каждым элементом преподавательской деятельности.

Первая глава посвящена международному контексту модернизации высшего образования, анализу основных процессов, происходящих в этой сфере. Основная миссия этой главы – научить студента самостоятельно анализировать весьма обширную и постоянно изменяющуюся информацию о процессах, происходящих в мировом пространстве высшего образования и в дальнейшем использовать ее для организации и повышения результативности собственной преподавательской деятельности.

Вторая глава призвана обучить будущего преподавателя вуза способам работы с образовательными стандартами. Новые российские образовательные стандарты – своего рода технические задания, необходимые при формировании содержания образования, разработке программ и оценочных средств, выборе технологий и методов обучения и обеспечении других условий реализации образовательных программ.

Третья глава имеет своей целью научить проектировать и обеспечивать реализацию образовательных программ высшего образования, оптимизировать процесс преподавания, применять различные подходы. Реализовать образовательную программу возможно разными путями, и одна из задач данной главы, как и учебно-практического пособия в целом – научить будущего преподавателя мыслить и действовать вариативно.

Программа курса, построенная на материалах учебника, может стать системообразующим элементом при подготовке преподавателей высшей школы в магистратуре, аспирантуре или в системе переподготовки. Курсы педагогики и психологии высшей школы, организационно-методических основ высшего образования в совокупности с другими профильными дисциплинами и соответствующими практиками при условии структурной и содержательной синхронизации программ могут быть представлены в учебном процессе в форме единого, внутренне целостного модуля, освоение которого обеспечивает студенту или слушателю получение современной и востребованной квалификации – преподаватель высшей школы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать

– современные международные тенденции развития высшего образования;

– основные принципы и направления реализации Болонского процесса;

– основные понятия и принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании;

– особенности современной двухуровневой системы высшего образования;

– основные положения "системы зачетных единиц" (ECST);

– структуру и принципы построения квалификационных рамок (Европейская рамка квалификаций, Национальная рамка квалификаций РФ);

– основные инструменты реализации государственной политики в области высшего образования;

– структуру и принципы построения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и соответствующих образовательных программ;

– современные международные подходы к оценке качества высшего образования;

– особенности отечественной системы высшего образования и специфику реализации основных положений Болонского процесса в российских вузах;

уметь

– ориентироваться в информационном пространстве модернизации высшего образования и находить необходимые источники информации;

– получать, анализировать и использовать информацию, содержащуюся в основных документах, нормирующих результаты и ОГЛАВЛЕНИЕ высшего образования (рамки квалификаций, образовательные стандарты, образовательные программы);

– определять и формулировать ожидаемые результаты высшего образования, выраженные в форме компетенций, с учетом особенностей направления (специальности) и уровня высшего образования, и на этой основе формировать компетентностную модель выпускника;

– проектировать ОГЛАВЛЕНИЕ образовательных программ высшего профессионального образования на основе компетентностной модели выпускника, требований федеральных государственных образовательных стандартов и системы современных подходов (контекстного, модульного, личностно ориентированного);

– рассчитывать трудоемкость различных элементов учебного плана в расчетных единицах;

– проектировать образовательную среду вуза и оценивать ее качество;

– выбирать технологии и методы обучения в вузе, включая методы контроля и оценки;

– проектировать собственную методическую систему преподавателя вуза;

– разрабатывать документацию, регламентирующую ОГЛАВЛЕНИЕ и организацию образовательного процесса вуза, в соответствии с основной образовательной программой;

владеть

– поисковыми и аналитическими умениями, необходимыми для разработки программ высшего образования;

– технологиями реализации основных образовательных программ высшего образования;

– логикой трансформации знаний и умений в готовность к их реализации в практической деятельности;

– вариативными стратегиями преподавательской деятельности.