Предисловие

В соответствии с современной концепцией школьного обществоведческого образования, а также концепцией высшего педагогического образования учителя, студенты бакалавриата должны овладеть методикой преподавания обществоведческих дисциплин. Однако пока отсутствует специальная учебная литература, отражающая новые подходы к преподаванию обществознания, подготовке студентов педагогических вузов. В данном пособии предлагаются рекомендации, направленные на подготовку будущих учителей и совершенствование профессионального мастерства учителя. С помощью данного пособия будущий учитель сможет:

• овладеть знаниями об основных этапах становления и развития методики обучения обществознанию, понять специфику различных подходов к преподаванию предмета в разное время, подходы к перестройке современного обществоведческого образования в средней школе;

• уяснить концепцию обществоведческого образования, принципы формирования нового содержания, цели курса "Общество-знание", способы их конкретного воплощения при планировании целей раздела, темы курса, отдельного урока;

• познакомиться с новейшими достижениями методики обучения обществознанию, с современными образовательными технологиями как в нашей стране, так и за рубежом;

• включать данные базовых наук при конструировании раздела, темы урока нового обществоведческого курса, используя различные методологические подходы к анализу общественных явлений прошлого и современности (цивилизационный, формационно-стадиальный, культурологический, антропологический, ценностно-ориентированный, личностно-деятельностный, структурно-функциональный);

• понимать значение Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального государственного образовательного стандарта, его требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные, предметные), а также возможности программ, учебно-методической литературы для практической деятельности учителя, уметь использовать их при подготовке к урокам;

• использовать обществоведческие знания для формирования основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры, воспитания гражданственности, понимания национальных и общечеловеческих ценностей, социализации личности;

• проводить структурно-функциональный анализ учебного материала по обществознанию, выделять его структурные компоненты, прогнозировать образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи изучаемого материала, гуманистические и демократические ценностные ориентиры, отбирать приемы и средства учебной работы, педагогические технологии и информационную среду, определять возможности блочного изучения содержания учебной темы, планирования уроков, составлять тематические планы по отдельным разделам курса;

• овладеть методикой формирования обществоведческих знаний, использования различных методов, приемов и средств, адекватных содержанию учебного материала, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, возможностям дифференцированного обучения;

• готовить дидактические материалы к урокам с учетом специфики изучаемого содержания; уметь использовать различные источники знаний, составлять познавательные, творческие задания, планировать различные формы, приемы работы с источниками знаний, развивать приемы учебной работы при их изучении в целях совершенствования универсальных учебных действий;

• устанавливать межпредметные и внутрикурсовые связи, использовать их для решения целей курса, владеть ОГЛАВЛЕНИЕм, формами и видами связей, методическими приемами и способами их осуществления;

• определять возможности активизации познавательной деятельности учащихся при изучении курса "Обществознание", отбирать методические приемы и средства обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности, планировать ее на основе современных технологий, различных систем развивающего обучения, составлять задания на трех уровнях познавательной самостоятельности, проблемные познавательные задачи, а также схемы, таблицы в целях развития и совершенствования приемов мыслительной деятельности и умений учебной работы учащихся; алгоритмы (памятки) для анализа и оценки фактов, событий, явлений;

• знать классификацию уроков обществознания в старшей школе, их основные типы и формы, структурные компоненты, определять основные требования к уроку, его особенности как целостной системы, планировать и разрабатывать различные формы и типы урока, в том числе учебные, деловые и ролевые игры;

• овладеть методикой проверки знаний и умений учащихся по курсу "Обществознание", определять особенности комплексной проверки па итоговых, повторительно-обобщающих, зачетных уроках, при проведении дидактической игры, использовать многообразие форм, видов контроля и приемов проверки;

• знать основные этапы подготовки учителя к уроку обществознания, технологическую карту, уметь составлять тематическое планирование раздела курса, рабочую таблицу, дидактические материалы, конспект урока, использовать алгоритм его написания, проводить самоанализ и анализ посещенных уроков на основе алгоритма, готовить "учебный пакет" к уроку;

• овладеть практическими умениями преподавания курса "Обществознание" в 10—11-х классах, совершенствовать профессиональные качества учителя.

В учебнике учтены требования к процессу и содержанию образования: личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы как основа педагогического взаимодействия учителя и ученика, применение инновационных моделей обучения, а также современных образовательных технологий.

Предлагаемые в учебнике рекомендации позволяют будущему учителю конструировать учебный процесс с учетом профиля класса, интереса учащихся, их возможностей. Наличие небольших теоретических обобщений и выводов в каждой теме создают основу для понимания сущности, особенностей методики преподавания обществознания, определения наиболее эффективных условий ее реализации.

Главы учебника имеют определенную структуру: указываются наименование главы, ее основные задачи, проводятся обобщения по рассматриваемой проблеме, даются вопросы для обсуждения и самоконтроля, задания повышенной сложности. Предлагается значительное количество разнообразных заданий, с тем, чтобы студенты-бакалавры могли более тщательно проверить свои знания.

ОГЛАВЛЕНИЕ каждой главы может быть трансформировано в практическое занятие по курсу "Методика преподавания обществознания". На основе предложенных материалов легко определяются цели, план, задания для аудиторной и внеаудиторной работы, а также для индивидуальной работы студентов. Предусматривается несколько вариантов заданий, возможность их выбора для различных форм занятий, выполнение вариантов заданий по группам.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:

— осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;

— способность использовать систематизированные теоретические и практические знания из различных областей науки (гуманитарных, социальных и экономических наук) для решения социальных и профессиональных задач;

- владение основами речевой профессиональной культуры;

— способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

— способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

— способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;

— готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

— способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности;

- способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы;

— способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;

— готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования;

- способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности;

- способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать

— ценностные основы образования и профессиональной деятельности учителя обществознания;

— правовые нормы педагогической деятельности и образования;

- сущность и структуру образовательного процесса;

- особенности педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

- методологию педагогических исследований проблем обществознания;

- теории и технологии обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса;

- способы психологического и педагогического изучения обществознания;

- особенности социального партнерства в системе образования;

- способы профессионального самопознания и саморазвития;

уметь

- системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции;

- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач;

— учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

- проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

— использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;

- взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса;

владеть

— способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

- методикой осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения старшеклассников;

- способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

- умениями в проектной и инновационной деятельности;

- установлением контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.