Предисловие

Учебник "Менеджмент в сфере культуры и искусства" подготовлен на основе материалов лекций и практических занятий, проводимых мною в Санкт-Петербургском государственном университете по дисциплинам "Менеджмент культуры" и "Менеджмент и маркетинг культурного проекта". В написании учебника был использован также мой практический опыт: в театре я совмещал должность актера с административной работой и прошел путь от распространителя билетов до директора театра.

Работая много лет в сфере культуры, я пришел к твердому убеждению, что учреждение культуры не может успешно функционировать и развиваться, игнорируя изменения культурной среды. Организациям культуры невозможно оставаться консервативными и малоподвижными, какими они были в советскую эпоху и но инерции стараются остаться таковыми и сейчас. Деятели искусства и культуры выступают со справедливой критикой "остаточного принципа" финансовой поддержки культуры, выдвигают научно обоснованные экономические аргументы необходимости ее государственного финансирования. Но наряду с лоббированием интересов в политических кругах, со стремлением влиять на законотворческую деятельность государства необходимо еще осознать, что поле культуры в действительности гораздо шире ведомственного круга учреждений культуры, за пределами государственных организаций существуют огромные творческие ресурсы. Каждый управленец — независимо от того, является ли он чиновником отдела культуры, руководит большим или маленьким учреждением, — должен осознать, что организация — это открытая система, и внешняя среда является для нее столь же важным формирующим фактором, что и внутренняя. Каждая организация — и государственная, и частная, и коммерческая, и некоммерческая, и большая, и маленькая — есть часть культурной среды конкретной территории, и успешность ее функционирования зависит от степени адаптации к этой среде, а эффективность ее деятельности — от степени положительного влияния на эту среду.

В 2013 г. произошло событие, подтвердившее направление моих мыслей. Это было беспрецедентное по своим масштабам мероприятие, которое возглавил мой театральный коллега, товарищ по международным семинарским занятиям для менеджеров культуры, ныне известный по всей России руководитель фестиваля "Золотая маска" Эдуард Бояков. Собрав группу экспертов — специалистов в разных областях сферы культуры, найдя серьезного спонсора в лице Г. Чернушкина и группы компаний "Ангстрем", заручившись губернаторской поддержкой, Э. Бояков инициировал и провел исследование культурной среды Воронежской области. Приступая к своей работе, эксперты исходили из следующих установок: "главное сейчас — не придумать очередной яркий фестиваль или громкую премьеру, а попытаться найти ответ на глубокие вопросы: что такое культурная политика и что она может дать региону? Как социально-экономическая трансформация последних 20 лет влияет на культурную среду? Может ли культура помочь в поиске государственной идеологии, которая сегодня так необходима нации?" Поставив задачу исследования и анализа культурной среды целого региона, воронежские эксперты провели масштабную беспрецедентную работу. Их внимание было направлено на ключевые компоненты культурной среды, такие как историко-культурное архитектурное наследие, мемориальные памятники, краеведение, традиционные культурные институты (музеи, библиотеки, клубы, театры, концертные организации), образовательные учреждения, особенно университет, медиа, спорт, реклама, общественные пространства, издательства, фестивали, молодежные объединения и многое другое. Результаты исследования были опубликованы сразу же по окончании работы в докладе "Воронежский пульс" и свидетельствуют о глубокой аналитической работе и творческом энтузиазме экспертов.

Такой истинно хозяйский, стратегический подход заставил меня вспомнить уроки наших знаменитых учителей — Геннадия Григорьевича Дадамяна и ныне покойную Елену Александровну Левшину, масштабность их идей и широту кругозора. В трудные девяностые годы Геннадий Григорьевич Дадамян, кандидат экономических наук, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, создал Высшую школу деятелей сценического искусства при ГИТИСе, которая учила будущих театральных менеджеров ориентироваться в новых рыночных условиях. Вместе с доктором искусствоведения, профессором Санкт-Петербургской Академии театрального искусства Еленой Александровной Левитиной они были двигателями театральной реформы, активными разработчиками государственных Программ развития культуры в 1990-х и начале 2000-х гг., руководителями множества российских и международных обучающих семинаров по менеджменту культуры.

Я благодарен Эдуарду Боякову и его сотрудникам, что уроки наших учителей находят свое продолжение в реальных проектах. Доклад "Воронежский пульс" впечатляет изобилием идей, которые родились в ходе исследования, их перспективностью как для Воронежской области, так и для науки менеджмента культуры.

Интерес к культурной среде как стратегически важному фактору деятельности учреждений культуры и искусства заставил меня обратить внимание на исследования Вячеслава Леонидовича Глазычева, ныне уже покойного, доктора искусствоведения, профессора Московского архитектурного института. Осознавая необходимость взаимодействия культурных, экономических и социальных процессов, он призывал всякую отдельную задачу, стоящую перед предприятием, учреждением, городскими властями, общественной организацией, рассматривать в широком культурном контексте, каким является весь город (и шире — регион). Под культурным потенциалом города Глазычев понимал способность городского сообщества к развитию через осознание самого себя. "Переход к такому пониманию непременно означает, что от формальной интерпретации культуры как чего-то внешнего, к чему можно только приобщиться, мы делаем попытку передвинуться в сущностную интерпретацию культуры как городского мира. Экономическое сознание, коммерческая природа деятельности в той же самой мере принадлежат миру культуры, что и так называемые высшие проявления духа. Творческое ОГЛАВЛЕНИЕ экономической задачи, творческое наслаждение осуществленным трудом мысли и нервной системы, без чего законный коммерческий успех невозможен, суть важнейший компонент общего культурного потенциала города и любого поселения"[1].

Отдав большую часть своей жизни изучению и усовершенствованию городской среды, В. Л. Глазычев обладал развитым чувством целостности культурной среды. Будучи по профессии архитектором, он хорошо видел и осознавал неэффективность и бесперспективность узковедомственного, узкопрофессионального подхода к проблемам города. Им была сформулирована, теоретически осмыслена и практически опробована концепция деятельностно-средового подхода.

Деятельность В. Л. Глазычева была направлена на изменение общественного сознания, раскрытие гигантского потенциала обыденного городского окружения, формирующего личность человека, способствующего или препятствующего раскрытию его способностей, личностной культуры и цивилизованности.

Целостное восприятие культурной среды города, лежащее в основе опытов В. Л. Глазычева, оказалось весьма продуктивным подходом при решении задач региональной культурной политики. Известны такие флагманские проекты модернизации культурной среды регионов, как "Культурная столица Поволжья", "Красноярская ярмарка книжной культуры" и др. Главное во всех этих проектах — осознание неделимости целей, стоящих перед руководителями регионов, желающих добиться их успеха и процветания. Флагманские культурные проекты показали, что региональный уровень — самое перспективное сегодня звено в плане разработки современной культурной политики. Именно на уровне региона проще всего осуществлять модернизацию организаций культуры, преодолевать ведомственный подход, налаживать связи между культурными институтами и негосударственными культурными инициативами, развивать продуктивное сотрудничество культуры с другими секторами, в том числе с бизнесом, разрабатывать программы государственно-частного партнерства, инвестиционные проекты в области культуры и создавать условия для развития творческих индустрий. При таком подходе культура становится капиталом, ресурсом, обеспечивающим конкурентные преимущества региона, важнейшим двигателем его социального и экономического развития.

Подход к культурной среде как к единому целому плодотворен и перспективен. Он развивает локальные, часто не задействованные ранее, но при этом богатейшие ресурсы, устраняет многие текущие проблемы отдельных культурных институтов благодаря процессу интеграции, неизбежно рождающемуся при воплощении в жизнь единой социокультурной стратегии города (региона). Ясность, определенность целей, изложенных в стратегической программе развития территории, структурируют действия всех субъектов программы. Поэтому можно сказать, что стратегическая программа является не только главным, ключевым инструментом менеджмента территории, но и гарантом, "хранителем" целостности культурной среды, показателем локализации культурного процесса.

Способность руководителей учреждений культуры выйти за рамки собственных узких интересов и осознать себя и свои организации созидательным элементом целостной культурной среды является, по моему мнению, условием успешного менеджмента в сфере культуры и искусства. Это подтверждают многие культурные проекты, уже осуществленные силами учреждений культуры и местных сообществ.

Отталкиваясь от этой идеи, я попытался в таком свете изложить ОГЛАВЛЕНИЕ дисциплины "Менеджмент в сфере культуры и искусства".

Предметом учебной дисциплины "Менеджмент в сфере культуры и искусства" является изучение основ общего менеджмента и его специфики в сфере культуры и искусства, вопросов государственного управления сферой культуры и искусства, стратегических направлений и стратегических ресурсов менеджмента культуры и искусства, особенностей менеджмента в культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности, особенностей менеджмента исполнительских искусств и кинематографии.

Цель учебной дисциплины "Менеджмент в сфере культуры и искусства" — научить будущих культурологов ориентироваться в области управления культурой как на уровне государственных органов, так и на уровне руководителей организаций культуры и искусства.

Задачи учебной дисциплины "Менеджмент в сфере культуры и искусства" предполагают освоение студентами теоретического материала, выполнение комплекса практических занятий и получение навыков системного и аналитического мышления в области менеджмента культуры и искусства.

Структурно учебный материал разбит на шесть разделов.

В I разделе раскрываются основные научные концепции менеджмента, основные положения общего менеджмента, являющиеся универсальными для менеджмента в любой сфере деятельности и позволяющие в дальнейшем раскрыть специфику менеджмента в сфере культуры и искусства. В этом же разделе изложены базовые отличительные черты организаций культуры и искусства и их менеджмента.

Во II разделе представлен спектр инструментов государственного управления сферой культуры: культурная политика на национальном и региональном уровнях, законодательная база, структура государственного управления и финансирование сферы культуры; выявлено взаимовлияние экономических, социальных и культурных факторов жизни общества.

В III разделе раскрываются направления стратегического менеджмента культуры и искусства в контексте его взаимодействия с культурной средой. К таким направлениям относятся стратегическое программирование, проектная деятельность и маркетинговый комплекс учреждений культуры и искусства.

В IV разделе представлены мало используемые, но обладающие большим потенциалом ресурсы стратегического менеджмента в сфере культуры и искусства. Это ресурсы социального партнерства — социальный капитал и государственно-частное партнерство и такие нематериальные ресурсы, как историческая память и культурные символы.

V раздел посвящен менеджменту в культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности. Здесь раскрыты основные проблемы и новые возможности, наиболее существенные направления и эффективные инструменты менеджмента в музейном, библиотечном и клубном деле.

VI раздел посвящен менеджменту в исполнительских искусствах и кинематографии. Анализируется кризисное состояние театральной, концертной сферы и кинематографа в настоящий период времени; раскрываются с точки зрения менеджмента наиболее существенные стороны деятельности учреждений искусства.

Теоретический материал иллюстрируется в учебнике примерами из практики, часть которых помещена в практикуме (кейсы). Для наглядности в некоторых разделах используются таблицы и рисунки. Для закрепления и усвоения материала, а также для развития навыков системного и аналитического мышления в конце каждого раздела предложены контрольные и аналитические вопросы. С этой же целью предлагается практикум, содержащий тесты для закрепления теоретического материала, кейсы для обсуждения в группе, комплексы практических ситуационных заданий и темы для рефератов. Для более углубленного изучения материала предлагаются списки рекомендуемой литературы (в конце каждого раздела). В конце учебника приводится список литературы по темам, затронутым в учебном материале.

Изучение дисциплины "Менеджмент в сфере культуры и искусства" призвано сформировать у студентов следующие компетенции:

знать

основные научные концепции менеджмента;

основные положения общего менеджмента;

базовые отличительные черты организаций культуры и искусства и их менеджмента;

направления стратегического менеджмента культуры и искусства в контексте его взаимодействия с культурной средой;

уметь

охарактеризовать инструменты государственного управления сферой культуры;

обосновать взаимовлияние экономических, социальных и культурных факторов жизни общества;

охарактеризовать ресурсы стратегического менеджмента в сфере культуры и искусства;

выявлять проблемы и возможности в культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности; охарактеризовать наиболее существенные направления и эффективные инструменты менеджмента в музейном, библиотечном и клубном деле, в исполнительских искусствах;

владеть

навыками анализа культурной политики;

навыками анализа взаимоотношений учреждений культуры с государственными и частными учреждениями, а также с потребителями.