ПРЕДИСЛОВИЕ

Присоединение Российской Федерации к Болонской декларации послужило предпосылкой создания новых основных образовательных программ, третьего поколения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Переход на уровневую систему образования "бакалавриат - магистратура", преодоление разрыва между требованиями к результатам освоения образовательных программ со стороны вузов и запросами работодателей к подготовке молодых специалистов, внедрение кредитной системы оценки трудоемкости образовательных программ и ряд других инноваций реализовано в новом, третьем поколении ФГОС. Образование является сферой деятельности, результаты которой весомо отражаются в будущем.

Отличительной особенностью новых стандартов является компетентностно-ориентированный подход, в рамках которого требования к освоению учебного материала необходимо сформулировать с учетом интересов представителей рынка труда. Преодоление разрыва между требованиями к результатам освоения образовательных программ со стороны вузов и запросами работодателей к подготовке молодых специалистов привело к пониманию необходимости разработки и внедрения компетентностно-ориентированного подхода, в рамках которого требования к освоению учебного материала сформулированы с учетом интересов представителей рынка труда в виде набора универсальных и профессиональных компетенций. Предложен набор универсальных (общенаучных, инструментальных, социально-личностных и общекультурных) и профессиональных (научно-исследовательских, производственно-технологических, организационно-технологических, организационно-управленческих, проектных и т.д.) компетенций.

В ФГОС ВПО нового поколения изучение любой учебной дисциплины преследует целью освоение теоретических знаний в определенной области науки и (или) профессиональной деятельности, приобретение умений их применять на практике или в ситуациях, имитирующих эту деятельность, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых выпускнику.

Одним из направлений является подготовка бакалавров по ФГОС ВПО "Торговое дело". Учебные планы подготовки бакалавров предусматривают распределение 50% учебного времени на самостоятельную работу студентов. Исходя из этих требований и разработан данный учебник, включающий компетентностный подход к оценке результатов обучения.

Для повышения эффективности обучения студентов в учебнике введен раздел "Задания для самостоятельной работы студентов", где предложен фонд оценочных средств, позволяющий сформировать профессиональные компетенции: контрольные вопросы, тесты, практические ситуации и кейс-измерители.

Кейс-измерители являются инновационным оценочным средством, включающим специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, отражающую жизненную проблему и актуализирующую определенный комплекс профессиональных знаний. Отличительной особенностью такой проблемы является отсутствие однозначных решений.

Предлагаемый учебник направлен на формирование следующих профессиональных компетенций в рамках ФГОС ВПО по направлению подготовки "Торговое дело" (квалификация (степень) "бакалавр"), профиль "Маркетинг в торговой деятельности":

общепрофессиональных:

- способность применять основные законы социальных, гуманитарных, экономических и естественных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владение математическим аппаратом при решении профессиональных проблем (ПК-1);

- умение пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовность к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов (ПК-2);

в торгово-технологической деятельности:

- способность управлять ассортиментом и качеством товаров и услуг, оценивать их качество, диагностировать дефекты, обеспечивать необходимый уровень качества товаров и их сохранение, эффективно осуществлять контроль качества товаров и услуг, приемку и учет товаров по количеству и качеству (ПК-3);

- способность прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность (ПК-4);

- готовность к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способность изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка (ПК-6);

в организационно-управленческой деятельности:

- способность управлять персоналом организации (предприятия), готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ПК-8);

- способность осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (маркетинговой) (ПК-11);

- готовность работать с технической документацией, необходимой для профессиональной деятельности (маркетинговой) и проверять правильность ее оформления (ПК-12);

- способность обеспечивать материально-техническое снабжение предприятия, закупки и продажу (сбыт) товаров, управлять товарными запасами (ПК-13);

- готовность анализировать, оценивать и разрабатывать стратегии организации (ПК-14);

в научно-исследовательской деятельности:

- способность проводить научные, в том числе маркетинговые, исследования в профессиональной деятельности (ПК-16);

- способность участвовать в разработке инновационных методов, средств и технологий в области профессиональной деятельности (маркетинговой) (ПК-17);

в проектной деятельности:

- способность разрабатывать проекты профессиональной деятельности (маркетинговые) с использованием информационных технологий (ПК-18);

- готовность участвовать в реализации проектов в области профессиональной деятельности (маркетинговой) (ПК-19).