Предисловие

За последние 15 лет в нашей стране получило развитие новое научное направление — логистика и управление цепями поставок. Востребованность логистики и ее динамичное развитие вызваны, в частности, ростом производства и мировой торговли. Средние логистические издержки в мире, по разным источникам, составляют от 10 до 14% валового внутреннего продукта (ВВП). Если мировой ВВП оценивается в размере около 70 трлн долл., то затраты на логистику в мире находятся на уровне примерно 9 трлн долл.

Для того чтобы оцепить остроту проблемы, связанной с развитием логистики и управления цепями поставок в Российской Федерации, обратимся к некоторым источникам.

Результаты исследований ведущих специалистов нашей страны позволяют сделать вывод, что логистические издержки в Российской Федерации составляют около 20%. Если бы удалось снизить уровень затрат на логистику с 20% до среднемирового уровня в максимальном выражении, т.е. на шесть процентных пунктов, то это позволило бы сэкономить сотни миллиардов рублей. К традиционным причинам, приводящим к высоким логистическим издержкам в нашей стране, относятся: огромная территория, климатические условия, недостаточное количество терминалов и других объектов логистической инфраструктуры, недостаточное развитие информационных технологий и др.

Вместе с тем, на наш взгляд, существует еще несколько причин, которые не позволяют Российской Федерации подняться на верхние строчки мировых рейтингов.

1. Подготовка специалистов по логистике и управлению цепями поставок. Проблема подготовки кадров в данной сфере — это, как гласит латинское выражение, primus inter pares (первый среди равных). Напомним, что обучение по специальности "Логистика" началось в 2000 г. в Москве (НИУ ВШЭ, ГУУ), Санкт-Петербурге (СПбГИЭУ (ИНЖЭКОН) и СПбГУЭФ (ФИНЭК)[1]) и Ростове-на-Дону (РИНХ). К 2014 г. в указанных и нескольких других вузах выпущено около 5000 логистов, что является совершенно недостаточным для десятков тысяч предприятий, выполняющих логистические виды деятельности (это предприятия, имеющие терминалы и склады, распределительные сети, транспортные и экспедиционные фирмы и др.).

2. Компетенция персонала предприятий промышленности, транспорта, торговли в сфере логистики. В табл. П.1 отражены результаты исследования состояния логистики в странах Балтийского региона по проекту LogOnBaltic, в котором принимали участие авторы учебника.

Таблица П. 1. Потребности развития компетентности персонала в сфере логистики, %

Группа компетенций

Россия, Санкт-Петербург

Германия, Гамбург

Финляндия

1. Базовые компетенции: основы теории (концепции, определения и т.п.). базовые знания в области логистики, знание языков

2

30

19

2. Компетенции в области операционного управления: умения и навыки в области снабжения и закупок, планирования производства, управления запасами, транспортом, складом

76

20

59

3. Стратегические вопросы: умения и навыки в области разработки и поддержки стратегии бизнеса, управления инновациями, формирования стратегии цепей поставок

22

50

22

Из табл. П.1 следует, что главное направление повышения компетентности персонала в логистике в нашей стране — это получение знаний и навыков в области принятия управленческих решений на операционном уровне, а также то, что стратегическим вопросам развития логистики уделяется меньше внимания по сравнению с европейскими предприятиями.

3. Недостаточно высокий уровень прикладных методов и моделей, используемых в логистике и управлении цепями поставок. Известно, что первые российские учебники по логистике вышли в 1996—1997 гг. С тех пор количество учебников, учебных пособий, монографий выросло во много раз. Главный недостаток большинства этих работ — они напоминают известные зарубежные издания и, по-существу, отражают состояние логистики двадцатилетней давности.

Впервые на эту идентичность обратили внимание В. Н. Стаханов и В. Б. Украинцев в монографии "Теоретические основы логистики" (2001 г.); оценивая свою работу, авторы пришли к выводу, что в определенном смысле она является компиляцией отечественных научных публикаций по вопросам логистики, которые в большинстве своем есть не что иное, как изложение зарубежной теории и практики логистики. Компилятивность теоретических основ логистики во многом производна от эклектичности ее теоретико-методологической базы и комбинаторное™ используемого инструментария.

Прошло более 10 лет. За это время был достигнут значительный прогресс в области прикладной логистики и управления цепями поставок, главным образом за счет применения информационных технологий. Что касается учебной литературы, то, несмотря на определенные улучшения, проблема остается прежней. Так, в работе А. П. Тяпухина "Логистика" (учебник для бакалавров), изданной в 2013 г., констатируется, что по вполне попятным причинам (?) некоторые отечественные ученые и специалисты предпочитают не развивать, а скорее популяризировать известные зарубежные методы. К чему ведет такая популяризация? В первую очередь это находит отражение в том, что в значительной части учебной литературы по логистике и управлению цепями поставок практически отсутствует аналитическая часть, что противоречит известному определению: логистика — искусство вычисления, рассуждения.

Для подтверждения последнего тезиса нами были проанализированы три группы учебников и учебных пособий по логистике ("Логистика", "Основы логистики" и др.), выпущенных центральными издательствами с 1996 по 2014 г. В качестве критерия, характеризующего соотношение понятий "вычисления" и "рассуждения", был выбран показатель Л1 — аналитический индекс, представляющий собой отношение числа страниц в работах к количеству формул. Например, если в учебнике 400 страниц, а формул 20, то А1 = 20 (400/20), т.е. одна формула на 20 страниц.

Оказалось, что для первой группы учебной литературы (1996—2000 гг.) диапазон значений Л1 составил от 17 до 62; для второй группы (2001 — 2009 гг.) — от 12 до 36; для третьей группы (2010—2014 гг.) — от 15 до 20.

Следует подчеркнуть, что для опубликованных в нашей стране работ зарубежных специалистов по логистике и управлению цепями поставок этот индекс оказался в диапазоне от 25 до 72. В то же время анализ другой группы работ по логистике и управлению цепями поставок, не переведенных на русский язык, например таких авторов, как Р. Баллоу, С. Чопра, П. Майндл и других, показал, что А1 значительно меньше (близок к 1).

Какой реальный выход возможен в сложившейся ситуации? Какие шаги следует предпринять, чтобы сбалансировать ОГЛАВЛЕНИЕ учебников для отражения в равной мере понятий "вычисления" и "рассуждения"? Очевидно, в первую очередь, следует изменить подход к структуре учебной литературы, уделив больше внимания методологии, моделям и методам оптимизации параметров цепей поставок и принятию решений для эффективного управления логистической инфраструктурой с целью снижения издержек в логистических системах. Эти методы должны базироваться на соответствующих разделах высшей математики, теории вероятностей, исследования операций, компьютерного моделирования.

Принципиальное отличие данного учебника от аналогичных изданий состоит в том, что нами была предпринята попытка внести элементы аналитических решений в большинство традиционных тем, рассматриваемых в логистике и управлении цепями поставок.

В заключение попробуем сформулировать цель данного учебника — систематизировать основные идеи, сведения и факторы о логистике таким образом, чтобы дать возможность читателю принимать адекватные, аргументированные и надежные решения при управлении цепями поставок не только в условиях определенности, но также в условиях риска и неопределенности.

В результате кропотливой и вдумчивой работы с данной книгой студент должен:

знать

• теоретические основы логистики и управления цепями поставок, термины и определения;

• основные функции и операции в ключевых областях логистики: снабжении, производстве, распределении;

• цели, задачи, тенденции развития логистики;

• принципы формирования интегрированных многоуровневых цепей поставок;

• модели и методы, используемые в логистике, их классификацию;

• основы логистического менеджмента, контроллинга, принципы проектирования логистических систем;

уметь

• анализировать реальные цепи поставок;

• рассчитывать основные параметры цепей поставок;

• оптимизировать издержки в цепях поставок различной конфигурации;

• моделировать логистические бизнес-процессы в цепях поставок; владеть

• понятийным аппаратом и терминологией логистики и управления цепями поставок;

• методами принятия решений при управлении цепями поставок;

• навыками устранения "узких мест" в цепях поставок, оптимизации испей поставок в целях снижения издержек и повышения эффективности функционирования логистических систем.

Авторы будут благодарны читателям за критические замечания, пожелания и советы, что, совершенно очевидно, будет способствовать повышению качества учебника при возможном переиздании. Авторы отдают себе отчет, что часть вопросов и проблем, рассмотренных в книге, требует проведения дальнейших исследований. Поэтому нам кажется уместным в заключение привести слова Джорджа Бернарда Шоу: "Наука не в состоянии решить ни одного вопроса, не оставив при этом десятка новых".