Предисловие
В учебнике изложены ключевые вопросы науки "Логика" и даны упражнения, которые помогут закрепить полученные знания. В каждой главе доступно написан теоретический материал, даны изначально простые упражнения и далее – более сложные.
Даже краткий курс логики невозможно изучить за короткий срок. Овладение базовыми знаниями требует определенных усилий, особенно от студентов, обучающихся по программе бакалавриата, так как главное внимание, согласно федеральному образовательному стандарту, сконцентрировано на самостоятельной работе будущего специалиста. При этом следует последовательно и систематично сочетать теоретический материал с решением задач. Изучающий логику может заучить правила, но если не умеет применить их в практической работе к конкретным высказываниям и рассуждениям, то он их не знает.
Освоение курса требует регулярных и систематических занятий в течение всего периода обучения, здесь нельзя, не уяснив материал одной главы, переходить к следующей. Так, разобраться в теме "Суждение" можно только после усвоения темы "Понятие".
Выполнение упражнений исключит механическое "зазубривание" определений, законов и правил логики, поможет научиться связывать логический материал с профессиональными интересами и позволит на практике применять правила логики.
Использование логических операций и приемов в профессиональной деятельности специалистов придает ясность и четкость рассуждениям и позволяет предельно уточнять предмет мысли, способствует умению абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиваться на структуре своей мысли, развивает такие качества, как внимательность, пунктуальность.
Приступая к решению задач по курсу "Логика", необходимо учитывать следующие особенности курса.
1. Формальная логика изучает, прежде всего, универсальные формы человеческого мышления, которые не зависят от сферы профессиональной деятельности человека.
2. Логика учит концентрировать внимание только на структуре мысли, отвлекаясь от ее содержания, поскольку любая мысль имеет бесконечное множество нюансов, которые нельзя охватить формальным способом, выразив их без искажения.
3. При решении логических задач мы, как правило, встречаемся с понятиями, ОГЛАВЛЕНИЕ которых однозначно не оговаривается, поэтому у логической задачи может быть несколько вариантов правильных решений, в отличие, например, от математических, где в начальной формулировке условий уже заложен правильный ответ. В силу этой особенности задач по логике требуется не только дать свой вариант решения, но и обосновать его правильность. Правильность же мышления заключается в соблюдении законов и правил логики.
При решении задач нельзя допускать следующие ошибки:
– анализировать ОГЛАВЛЕНИЕ рассматриваемых понятий, суждений, умозаключений;
– подменять логическое обоснование решения задачи поиском дополнительных сведений о предмете мысли;
– находить интуитивно верный ответ.
В процессе решения задач следует применять только формализованные процедуры (логико-операциональные действия), которые являются достаточно простыми, а их использование доступно каждому изучающему логику.
В книге приводятся примеры с описанием алгоритмов практического выполнения каждого типа логических задач.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать
– основные законы формальной логики (мышления);
– логические операции обобщения и ограничения понятий;
– виды деления и классификаций;
– методы научного познания (дедукцию, индукцию, аналогию);
– формы научного познания: теорию и гипотезу;
– структуру доказательства и опровержения;
– логическую структуру процесса подготовки и принятия решений;
– логические формы развития знания;
– логико-эпистимические аспекты аргументации;
уметь
– правильно задавать вопросы и отвечать на некорректно поставленные;
– абстрагироваться от конкретного содержания и сосредотачиваться на структуре мысли;
– выстраивать логическую схему выработки управленческого решения;
– принимать правильные и обоснованные решения по актуальным вопросам развития общества;
– не допускать ошибок и противоречий, проверять правильность рассуждений и опровергать необоснованные аргументы оппонентов;
владеть навыками
– применения теории аргументации в практике построения публичного выступления;
– практического применениея основных законов логики (мышления);
– последовательно, непротиворечиво и обоснованно составлять официальные документы с учетом правил, заложенных в курсе формальной логики;
– подготовки логически стройных и хорошо аргументированных устных выступлений;
быть компетентным
– во владении культурой научного мышления и применения системы логических категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.
Предлагаемое издание может быть использовано преподавателями логики для индивидуальной работы со студентами во время проведения семинарских занятий, организации учебного процесса студентов различных форм обучения, в том числе и для дистанционной формы обучения по программе бакалавриата, а также окажет помощь студентам, своевременно не усвоившим данный курс.
Для углубленного изучения курса вы можете воспользоваться учебниками и учебными пособиями по логике в списке литературы. В частности, целесообразно обратиться к учебному пособию Бойко, А. П. "Логика в схемах и таблицах для студентов социально-гуманитарных специальностей: структурно-аналитическое учеб, пособие" / А. П. Бойко, А. К. Сковиков. – М.: Социум, 2007.
В основу учебника включены методологические наработки российского ученого, преподававшего курс "Логика" более 30 лет в ведущих вузах Москвы, Александра Петровича Бойко.
Автор очень признателен Александру Петровичу Бойко (Московский гуманитарный университет), Ирине Алексеевне Герасимовой (Институт философии РАН), Юрию Васильевичу Ивлеву (МГУ им. М. В. Ломоносова), Татьяне Леонидовне Ожигановой (Московский гуманитарный университет), Анатолию Александровичу Старченко (МГУ им. М. В. Ломоносова), Вадиму Александровичу Титову (Российский торгово-экономический университет), которые нашли время прочитать предварительные варианты учебника, за высказанные ими ценные суждения, замечания и предложения по совершенствованию текста.
Автор также выражает благодарность руководству философского факультета Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко и лично декану факультета Анатолию Евгеньевичу Конверскому, профессору кафедры логики Ирине Викторовне Хоменко за организацию и проведение международных конференций по проблемам преподавания логики и дисциплин логического цикла, так как данные научные форумы дали импульс для новых идей.
Желаю успехов в изучении курса "Логика".