Предисловие

Величие страны определяется не только размером ее территории, богатством природных ресурсов, мощью армии, но и конкурентоспособностью производимых товаров и услуг. Эта категория является фундаментом качества жизни - меры достоинства нации.

К сожалению, до 1990-х гг. действовавшая в стране административно-командная система не ориентировала предприятия сферы производства товаров и услуг на повышение конкурентоспособности их продукции. Проблема конкурентоспособности как практическая задача стояла только перед предприятиями, ориентированными на экспорт, и внешнеторговыми организациями. Поэтому неслучайно первая книга по конкурентоспособности продукции, выпущенная Р. М. Тихоновым в 1985 г., была посвящена анализу конкурентоспособности товаров на внешнем рынке.

С тех пор прошло более 25 лет. По проблеме конкурентоспособности продукции появилось много статей в периодических изданиях. Но монография, посвященная конкурентоспособности продукции, вышла только одна. Это книга И. П. Данилова "Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции" (Чебоксары, 1997). Чем объясняется скудный выбор литературы по этой теме? По нашему мнению, существует две причины.

Первая причина связана с многоаспектностью проблемы. Ее исследуют специалисты по маркетингу, управлению качеством, товароведению, менеджменту, макро- и микроэкономике, при этом никто из специалистов не пытается выйти за рамки своей специальности. Однако накопленный большой научный и прикладной материал требует синтезировать подходы. В синтетическом подходе к проблеме остро нуждается практика. Предприятия необходимо вооружить методикой комплексной оценки конкурентоспособности продукции.

Вторая причина заключается в том, что государственными образовательными стандартами не было предусмотрено изучение в учебных заведениях отдельной учебной дисциплины, посвященной конкурентоспособности товаров и услуг. Вопросы конкурентоспособности рассматриваются в программах многих дисциплин, но комплексный характер проблемы диктует необходимость постановки самостоятельного учебного курса.

Тем не менее "лед тронулся". В торгово-экономических вузах с конца 1990-х гг. начали преподавать самостоятельные дисциплины, предметом которых является конкурентоспособность товаров. Так, в Российском государственном торгово-экономическом университете читается курс "Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг" (настоящее пособие подготовлено по программе этой дисциплины).

Между тем длительная пауза в издании книг по конкурентоспособности продукции, в частности товаров и услуг, не означает, что теория и методология оценки конкурентоспособности как научно-методическая проблема стана разрабатываться только в конце 1990-х гг.

Главной составной частью методологии оценки конкурентоспособности остается методология оценки технического уровня продукции. Этому вопросу посвящены работы Г. Г. Азгальдова, А. В. Гличева и др. Их работы по квалиметрии, управлению качеством продукции составляют гордость отечественной науки. Коллективами институтов Госстандарта России в 1979 г. были подготовлены "Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции". Подобных документов за рубежом нет. Специалистами по управлению качеством введено и стандартизировано еще в 1970-х гг. понятие интегрального качества - характеристики, широко используемой в настоящее время для оценки конкурентоспособности продукции.

Много и интересно пишущий но проблеме управления качеством продукции проф. Ю. П. Адлер [3, 4] знакомит отечественного читателя с богатой зарубежной практикой обеспечения качества и конкурентоспособности продукции.

Первая монография по менеджменту конкурентоспособности выпущена в 1995 г. проф. Р. А. Фатхутдиновым [123]. В своих работах он системно исследовал конкурентоспособность различных объектов: проектно-технологической документации, технологии, производства, продукции, специалистов, ценных бумаг, информации. Им постоянно поднимался вопрос о необходимости управления конкурентоспособностью на государственном уровне.

Издание книги автора, вышедшей под названием "Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг", было первым в России учебным пособием по конкурентоспособности товаров и услуг.

В представляемой читателю книге изложена оценка конкурентоспособности с позиции потребителя - основного арбитра в оценке достоинств и недостатков товара. Выбирая товар, потребитель соизмеряет ценность и цену. Такой подход - отличительная особенность науки о потребительной стоимости товаров - товароведения. Этот подход реализуется в рейтинговых испытаниях, организуемых потребительскими организациями.

Заявленный выше акцент на товаре не означает, что автор абстрагируется от рассмотрения конкурентоспособности предприятия (организации). Совершенно очевидно, что конкурентоспособность товара (услуги) и конкурентоспособность предприятия - это два "сообщающихся сосуда".

Итак, оценка товаров и услуг с позиции потребителя явилась тем стержнем, вокруг которого мы попытались синтезировать различные подходы к оценке конкурентоспособности этих объектов.

Книга является учебным пособием. Материал в ней изложен в доступной форме. Поэтому издание может быть использовано в учебном процессе не только высших, но и средних специальных учебных заведений. Критический материал, представленный в книге, с одной стороны, свидетельствует о многих нерешенных вопросах в проблеме конкурентоспособности товаров и услуг, с другой - настраивает студентов на творческий подход в решении практических задач.

Большое число иллюстраций, многочисленные бизнес-примеры позволяют читателю связать теорию с практикой, легче уяснить программные вопросы курса.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать

- терминологию в области оценки конкурентоспособности;

- критерии конкурентоспособности товаров и услуг;

- принципы формирования номенклатуры критериев конкурентоспособности товаров и услуг;

- методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг;

- факторы, формирующие конкурентоспособность товаров и услуг;

- зарубежную и отечественную практику обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг;

уметь

- использовать полученные знания при анализе рынка конкретных товаров, закупке товаров, формировании ассортимента товаров;

- системно подходить к решению задач, связанных с оценкой конкурентоспособности товаров и услуг при формировании товарного ассортимента торговой организации;

- пользоваться методологией оценки конкурентоспособности товаров и услуг;

владеть

- знаниями о видах конкуренции и развитии конкурентной среды;

- стратегией и тактикой конкурентной борьбы;

- законодательством в области конкуренции и защиты прав потребителей;

- методологией оценки конкурентоспособности предприятий;

- системой обеспечения конкурентоспособности предприятий и продукции.

С учетом комплекса требований ФГОС ВПО третьего поколения и увеличения в обучающем процессе часов на самостоятельную работу студентов в новое издание помимо вопросов и заданий для самопроверки и тестов включен такой вид контрольно-измерительного материала, как ситуационные задачи. Они направлены на достижение такого элемента компетенции, как владение программным материалом.

Ситуационные задачи представлены в главах 2, 5, 6, которые посвящены критериям и методам оценки конкурентоспособности товаров и услуг. В ситуационных заданиях моделируются реальные условия профессиональной деятельности на потребительском рынке (от проблемы к решению пошагово). В роли субъектов рынка выступают руководящие работники, специалисты промышленности и торговли, продавцы, потребители.