Предисловие
Второй том учебника "История социологии" включает разделы "Современный этап" и "История социологии в России", а также "Практикум".
Автор продолжает изложение истории мировой социологии по следующим срезам: 1) история в лицах (персоналии); 2) характеристика соответствующих им исторических эпох; 3) описание основных научных школ в социологии (немецкая, французская школы, франкфуртская и чикагская школы); 4) главные социологические парадигмы и перспективы (сциентистская и гуманистическая, структурный функционализм, символический интеракционизм, этнометодология и т.д.); 5) история эмпирических исследований и теоретической мысли (решение социальных проблем) в России.
Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования четвертого поколения и методическими требованиями, предъявляемыми к учебным изданиям. Методический комплекс включает контрольные вопросы и вопросы аналитического характера, практические задания по текстам изучаемых работ, которые разбросаны по всем главам книги, а также, наряду с тестами, собраны в конце учебника в разделе "Практикум". Тесты двух видов: 1) простые с дихотомическими ответами "да" (если вы считаете данное утверждение верным) и "нет" (если вы считаете данное утверждение неверным); 2) сложные с несколькими альтернативными ответами (что надо выбрать, указано в формулировке вопроса). Блок практических заданий на этот раз автор решил разнообразить и сделать иллюстрированным – так студенту будет легче усвоить и запомнить материал.
Изучив материал учебника, студент будет:
знать
• законы и принципы построения научного знания – фундаментального, эмпирического и прикладного;
• исторические этапы и особенности развития социологического знания в разных странах;
• сущность и основные положения социологических учений главных исторических персоналий;
• основные тексты и произведения, составляющие теоретический корпус знаний в истории социологии;
• различие между социологическим знанием в разные исторические периоды и в разных странах;
• основные понятия и категории, характеризующие теоретические взгляды ведущих социологов или научные школы;
• логику взаимосвязи этих категорий и понятий в рамках данного социологического учения или научной школы;
• исторические, социально-экономические и личностные причины появления данного социологического учения;
• общую схему построения данного социологического учения как единую картину мира;
уметь
• различать приемы научного и обыденного познания;
• определять специфику ведущего социологического учения, его отличие от других учений или концепций;
• разграничивать понятия отрасли социологии, научной школы, социологической перспективы и парадигмы;
• характеризовать методологию, на которой строится ведущее социологическое учение и формируются взгляды исторической персоналии;
• отличать социальные и философские компоненты социологического учения;
• сравнивать между собой ведущие социологические учения и научные школы по теоретико-методологическим параметрам;
• различать фундаментальные, эмпирические и прикладные исследования;
• проводить логический анализ основных понятий и категорий, характеризующих данное социологическое учение или научную школу;
• различать принципы и картину мира в сциентистской и гуманистической перспективах в социологии;
• применять идеи классиков мировой социологии к анализу текущей реальности в социальном, политическом, экономическом и культурном контекстах;
• читать классические социологические тексты и самостоятельно разбираться в них;
владеть
• интеллектуальным мастерством социолога-поисковика и социолога-историка;
• эффективными приемами развития у себя навыков социологического воображения и правильного социологического мышления;
• приемами теоретико-методологического обоснования идей, изложенных в ведущих социологических учениях и в научных школах;
• навыками эффективного анализа текста сочинений, составляющих ядро научных знаний по истории социологии;
• умением па практике применять усвоенные из курса истории социологии знания и идеи к анализу эмпирической реальности;
• мастерством критического подхода к любым социологическим учениям прошлого и настоящего, формирования собственной позиции;
• навыками научного спора, диалога и дискурса по темам истории социологии;
• процедурами проведения кейс-стади и практической иллюстрации базовых идей того или иного социологического учения или научной школы;
• общими принципами и системным подходом к рассмотрению истории социологии в целом;
• культурой написания научного отчета, решения практических заданий и тестов по курсу истории социологии.