Предисловие

Изучение литературы формирует личность как никакой другой вид умственной деятельности. Впрочем, не совсем правильно говорить об изучении литературы: изящная словесность постигается, процесс ее познания предполагает сопряжение усилий разума с душевными усилиями. Начинать это постижение удобно с учебника. Его значение нельзя преувеличивать (как нельзя, усвоив путеводитель по Парижу, сказать: "Я был в Париже", так нельзя, усвоив учебник по литературе, сказать: "Я знаю литературу"), но его значение нельзя и преуменьшать. Хороший учебник – это ненавязчивый, но много знающий собеседник и вожатый по миру литературы, по миру книг, созданных талантом поэтов, прозаиков, драматургов.

Цель этого учебника – помочь студентам и всем неравнодушным к изящной словесности постичь богатейший период истории русской литературы – три десятилетия, почитаемые как век, "серебряный век".

Автор этой учебной книги старался по возможности полно представить яркий литературный процесс конца XIX – начала XX в., историю "серебряного века" русской литературы. В книге нашло отражение не только собственно авторское видение этого процесса. Число публикаций - научных, критических, публицистических, биографических, научно-методических – по этому периоду велико, и мнения авторитетных ученых здесь учитываются, их работы благодарно цитируются.

Освещение самой изящной словесности в предлагаемом учебнике достаточно традиционно, но есть изменения в интерпретации и в подаче материала. В первую очередь автор знакомит читательскую аудиторию с поэзией, а затем уже с прозой. Целесообразность такого порядка доказана преподавательским опытом. Поэзия, образно говоря, – это легкая кавалерия литературы, и она часто выступает первопроходцем. Как правило, в прозе является и разворачивается то, что уже утвердилось в поэзии. И осознание, анализ особенностей новых тенденций легче усваивается при изучении поэзии, се, чаще всего, небольших текстов. Кроме того, в учебных заведениях параллельно с изучением поэзии учащиеся имеют возможность готовиться к изучению прозы - загодя читать объемные тексты.

Трем основным направлениям в литературе "серебряного века" посвящены три большие обзорные главы книги: модернистская проза, проза в традициях реализма, неореалистическая проза. В каждую из них включены "персональные" параграфы, посвященные наиболее значимым художникам слова. Из модернистов особо выделен один из мэтров символизма Ф. Сологуб. Из реалистов для отдельного разговора избран М. Горький. Из рядов неореалистов "самых-самых" выделила, можно сказать, история – А. Куприн, Л. Андреев, И. Бунин[1].

Понятно, что всякая схематизация субъективна (субъективны все границы и все зачисления авторов "но ведомствам"), а значит, уязвима, "суха теория...". Она не представляет "живую жизнь", но она необходима, поскольку помогает охватить единым взглядом объемное целое, помогает, в конце концов, сформулировать тематику курса. Целесообразный порядок лекционных тем (обзорные темы перемежаются с "персональными", естественно, при неравном распределении лекционного времени) видится таким:

– культурное сознание, искусство в эпоху "серебряного века";

– теория и практика русского символизма;

– акмеизм в русской литературе;

– теория и практика русского футуризма;

– новокрестьянская поэзия;

– пролетарская поэзия;

– творчество поэтов вне течений;

– модернистская проза;

– проза в традициях реализма;

– неореалистическая проза.

Практика показывает, что изучение поэзии и прозы "серебряного века" требует, примерно, равного количества часов. Принцип подачи и изложения материала – крещендо, предполагается движение от менее значительных (по мнению лектора) явлений к более значительным. Нс многие усомнятся, что венчать курс может изучение творчества И. Бунина.

Предлагаемый литературоведческий материал систематизирован, приближен к лекционному. Построен он так, чтобы, познавая какую-либо частность, обучающийся понимал место этой частности в системе целого, причем на всех уровнях. Скажем, место отдельного произведения, темы – в творчестве автора, место творчества автора – в литературном течении, направлении, место направления – в литературном процессе в целом. Главы и параграфы книги автор по возможности старался не перегружать информацией: учебник, как и лектор, не может и не должен донести и объяснить "все и всех", но он должен подготовить обучающихся к самостоятельному постижению материалов, имеющих отношение к изучаемому курсу. В части курса о поэзии нет отдельных лекций, посвященных тому или другому поэту "серебряного века": опыт показывает, что, по-настоящему поняв основные парадигмы направлений, студент может самостоятельно усваивать соответствующую литературу, самостоятельно разбираться в особенностях творчества личностей, образовавших эти направления. Дело, конечно же, не в методических принципах, а в ограниченности времени (лекционных часов)[2].

Автор выражает благодарность студенткам РУДН Татьяне Власовой и Виктории Ратниковой, прочитавшим учебник в рукописи на завершающем этапе работы и давшим хорошие советы по его улучшению.