Предисловие

Достоверное знание о прошлом человечества мы получаем из исторических источников, которыми становится любой продукт деятельности человека, содержащий информацию о ней и ставший объектом изучения. Таким образом, памятник прошлого еще не есть исторический источник. Он становится таковым в процессе изучения, т.е. в деятельности историка, который сам определяет, что для него является источником, а что – нет. Так, знакомясь с источниками по истории России, мы имеем дело только с теми памятниками прошлого, которые уже использовались в качестве исторических источников. При этом любой историк вправе привлечь к своему исследованию какой-либо другой памятник, ранее неизвестный или не привлекавшийся его предшественниками. Если ему удастся доказать, что этот памятник содержит новое знание о прошлом, то число источников по истории России увеличится на один. В связи с этим источниковедение пребывает в постоянной динамике: появляются новые источники, совершенствуются методы их изучения. Последнее особенно важно, поскольку появление нового метода часто позволяет включить в число источников памятники, которые ранее в качестве таковых не рассматривались. Источниковедение активно использует методы вспомогательных исторических дисциплин, а также других наук – от филологии до математики. Цель здесь одна: на основе изучения памятника прошлого получить новую информацию об истории человечества.

Исходя из перечисленных особенностей источниковедения представляется важным дать по возможности исчерпывающее определение исторического источника. Имея в виду, что проблема объективности отражения реальных исторических событий в памятниках прошлого и возможности достоверных исторических реконструкций есть проблема во многом теоретическая, в настоящем учебнике этот аспект изложен кратко. Следует иметь в виду, что существует учебное пособие по источниковедению истории России, в котором данной проблеме уделено большее внимание[1]. Нам представляется, что в учебнике важнее дать обзор источников и методов их изучения. Такой подход является более традиционном в отечественной педагогической практике[2], к которой примыкают и авторы настоящего учебника.

Чтобы определить круг источников по истории России, следует сделать экскурс в историю источниковедения, поскольку круг источников со временем расширялся в зависимости от доступности архивов и тех задач, которые ставили перед собой историки. В настоящее время изучение источников определяется не столько введением в научный оборот новых памятников (хотя и такое сейчас не редкость), сколько методологией исследования, поэтому большой раздел учебника посвящен методам современного источниковедения. Далее дан обзор основных источников по истории России. Они разделены на два блока: источники средневековой традиции и источники Нового и Новейшего времени. По преимуществу рассматриваются источники письменные. Это обусловлено как наибольшей информативностью последних, так и тем обстоятельством, что для обзора источников вещественных, изобразительных и других потребовалось бы гораздо больше места. И по методике, и по традиции изучения это вполне самостоятельные дисциплины. Правда, в настоящем учебнике предпринят обзор тех изобразительных и конвенциональных источников, которые непосредственно связаны с письменными.

Курс "Источниковедение" имеет своей целью дать соответствующие современному уровню развития исторической науки знания в области теории и методологии источниковедения, информацию о сохранившихся комплексах исторических источников по истории России, систематический обзор важнейших комплексов письменных источников по истории России X – начала XXI в. и описание различных методик работы с ними. Отбор источников произведен по видовому и хронологическому принципам. В рамках каждого раздела при изучении конкретных видов источников определены свои исторические рубежи, которые учитывают этапы в истории нашей страны, ступени в эволюции письменных памятников.

В целом, следует иметь в виду, что источниковедение является основополагающей дисциплиной в профессиональной подготовке студентов- историков. Постижение источника как совокупности исторических следов является единственным способом получения достоверных знаний о прошлом. От выбора правильной методики этого постижения, от широты и глубины знаний об источниках зависит качество наших знаний по истории в целом. Именно источниковедение позволяет отделять доказанные факты от сомнительных, адекватно (насколько это в принципе возможно) реконструировать историческую реальность и противостоять тенденциозным, субъективным трактовкам и фальсификациям истории.

Предлагаемый учебник написан на следующих принципах.

1. Соответствие ФГОС ВО, утвержденного приказом Минобразования России от 16 декабря 2009 г. № 732 по направлению 46.03.01 "История", квалификация "бакалавр" и возможность использования для обучения по ПООП по дисциплине "Источниковедение", утвержденной приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337.

2. Широта охвата материала. Отличие настоящего учебника от существующих в том, что в нем предлагается более широкий набор тем. Целый ряд вопросов в рамках учебника для высшей школы освещается впервые. Он может использоваться как учебное пособие к лекционному курсу и семинарским занятиям и для самостоятельного изучения дисциплины. Множественность тем позволяет составлять на основе учебника вариативные авторские курсы и специальные курсы.

3. Многоуровневость подачи материала. Текст, отмеченный знаком, является обязательным для усвоения темы. Это выводы и определения. Основной текст набран обычным шрифтом, это базовый материал для изучения; его достаточно для освоения дисциплины на базовом уровне бакалавриата.

Знаками и обозначены тексты для обучения на углубленном уровне. Это обзор концепций историографии, тексты источников и специальные справки по конкретным вопросам. В случаях перекрестных ссылок в тексте учебника используется значок отсылки.

В результате освоения курса источниковедения истории России студент должен:

знать

• что такое исторический источник;

• виды исторических источников;

• историю развития источниковедения в России;

• основные центры хранения исторических источников в России;

• методы исследования источников по истории России эпохи Средневековья, Нового и Новейшего времени;

уметь

составлять научное описание источника по истории России;

• производить и обосновывать выбор методики для изучения источника;

• проводить исследование источника с учетом современных достижений источниковедения;

• верифицировать информацию, полученную в результате изучения источника;

владеть

• основной терминологией современного источниковедения;

• основными методами источниковедческого исследования.