Предисловие
Третье издание настоящего учебника является исправленным и дополненным некоторыми новыми материалами.
Новая дисциплина "Исследование социально-экономических и политических процессов", введенная в вузах России не так давно, находится пока в стадии становления, поскольку не вполне ясным остается сам ее предмет. Соответствующие учебные программы, выпущенные некоторыми вузами, в отдельных случаях указывают на проблемы, изучаемые в курсах теоретической и прикладной социологии, экономической теории, теоретической и прикладной политологии. Возникает вопрос: зачем нужна эта "новая" дисциплина, если ее ОГЛАВЛЕНИЕ представлено как совокупность положений указанных наук?
По нашему мнению, дисциплина "Исследование социально-экономических и политических процессов" может быть представлена как наука о познании указанных процессов. Объективное ОГЛАВЛЕНИЕ самих этих процессов имеет отношение к рассматриваемой дисциплине лишь в той мере, в какой осуществляется их познание. Непосредственным же ее предметом являются направления и методы (пути и способы) познания указанных процессов. Таким образом, данная дисциплина носит гносеологический и методологический характер. Такое ее понимание отражено во всех трех изданиях настоящего учебника.
Методы познания рассматриваются и в политологии, и в экономической науке, и в социологии, но чаще всего бегло и неполно – лишь в общем плане. В основном анализируются объективные проявления социально-экономических и политических процессов, их сущность, структура и функции, роль в развитии общества, т.е. основное внимание уделяется характеристике объективного содержания этих процессов, а не направлениям и методам их познания. Данный пробел и должна восполнить новая дисциплина, призванная дать научные представления о том, каким образом исследуются социально-экономические и политические процессы.
В предлагаемом учебнике дается характеристика основополагающих принципов диалектики социального познания, общенаучных и основных конкретно-социологических методов исследования указанных процессов. В нем нашли отражение все проблемы, обозначенные в государственном образовательном стандарте по данной дисциплине. В то же время в книге рассматриваются и другие проблемы, имеющие непосредственное отношение к исследованиям социально-экономических и политических процессов.
Главное внимание уделено анализу логических и социальных основ их научного познания. В числе прочих рассматривается и проблема влияния социальной позиции исследователя, его ценностных ориентаций на ход и ОГЛАВЛЕНИЕ исследования им указанных процессов, а также на выводы, которые он делает на основе их изучения. В конце каждой главы даются контрольные вопросы, задания и тесты, а также списки рекомендуемой литературы.
Авторы предприняли одну из первых попыток создать учебник по указанной дисциплине и будут благодарны читателям, приславшим замечания и советы, способствующие его улучшению.
Первый и третий разделы учебника написаны доктором философских наук, профессором В. Н. Лавриненко, второй – доктором философских наук, профессором Л. М. Путиловой.
Освоив вузовский курс дисциплины "Исследование социально-экономических и политических процессов", представленной в настоящем учебнике, обучающийся должен:
знать
• структуру, формы и способы функционирования происходящих в обществе социально-экономических и политических процессов как объектов их научного исследования;
• основные современные направления их анализа;
• ОГЛАВЛЕНИЕ общенаучных и конкретно-предметных методов их изучения;
• разработку методов их исследования в истории развития экономической и политологической мысли;
• современные междисциплинарные подходы к исследованию социально-экономических и политических процессов;
• систему понятий, в которой происходит их научное осмысление;
• основополагающие движущие силы возникновения и развития социально-экономических и политических процессов;
уметь
• применять полученные знания при самостоятельном анализе различных социально-экономических и политических явлений и процессов;
• давать правильную оценку содержания и результатов их социологических исследований соответствующими специалистами, а также теоретического и практического значения их исследований, вытекающих из них выводов и рекомендаций;
владеть
• методологией научного познания общества, в том числе методологией познания социально-экономических и политических явлений и процессов с учетом их содержания и специфики.