Предисловие

Учебный курс "Исследование систем управления" необходим для развития навыков исследовательской деятельности будущих специалистов в области менеджмента.

В современных условиях развития экономики качество решений, принимаемых в процессах управления, непосредственно зависит от исследовательского подхода к управлению, умения изучать проблемы, определять их истоки и последствия тех или иных вариантов решений.

Но менеджер сталкивается с проблемами не только при организации деятельности объекта управления – процессов развития фирмы или предприятия, но и при организации самого управления, которое должно совершенствоваться и совершенствование которого сегодня уже немыслимо без серьезной исследовательской работы.

Идеология специальности "Менеджмент" предполагает воспитание и развитие у будущих менеджеров творческих подходов к работе, стремлений к поиску новых форм организации управления, осуществления научного подхода к управлению.

Предыдущий опыт совершенствования управления, а также сегодняшняя практика управления в условиях экономических реформ показывают, что существует острая потребность в исследовательском подходе к совершенствованию и развитию управления. Нужно учить методологии и практическим навыкам исследований, прививать вкус к исследовательской деятельности, развивать способности к исследовательской работе уже в процессе подготовки специалистов.

Формирование исследовательской "жилки" менеджера, конечно же, определяется методикой преподавания всех дисциплин экономического и управленческого циклов. Тем не менее практика показывает, что необходим специальный курс, раскрывающий методологию и организацию проведения исследовательской работы в процессе управления и показывающий специфику такого предмета исследования, каким является система управления в целом, обладающая определенной совокупностью свойств, характеристик и особенностей. Аналогичный курс в том или ином виде существует в большинстве университетов, школ бизнеса и центров менеджмента в развитых западных странах.

Учебный курс "Исследование систем управления" не только формирует научное представление об исследовательской деятельности, но и содержит практические рекомендации ее методологического обеспечения, организации и планирования. Он опирается на целый ряд общеэкономических и методологических наук и дисциплин, но наиболее тесно связан с курсами

управленческого цикла, такими как "Менеджмент", "Маркетинг", "Разработка управленческих решений" и пр. (рис. П1).

Рис. П1. Роль и место курса "Исследование систем управления" в системе профессиональной подготовки менеджера

Логика построения этого курса предполагает первоначальное рассмотрение ключевых категорий, связанных с пониманием роли и значения, а также методологии исследовательской деятельности в управлении. Далее рассматриваются специфические методы исследования, которые наиболее эффективны для изучения систем управления. Курс включает вопросы планирования, организации исследования, оценки и использования его результатов, разработки конкретных практических рекомендаций.

При освоении курса "Исследование систем управления" могут быть очень полезны учебные игры и компьютерные тесты, анализ ситуаций и проблемные семинары. Эффективность освоения курса в значительной степени зависит от самостоятельной работы студента или слушателя.

На рис. П2 представлены ОГЛАВЛЕНИЕ и проблематика курса в структурно-логической последовательности его построения и освоения. Необходимо изучить эту схему, чтобы понимать связи и целостность всех тем курса, видеть их место и роль в общей структуре знаний. Очень важным является системный подход в самом построении и преподавании курса. Он являет собой обучение системному мышлению, согласованию и увязке всех положений по принципам целостности и взаимодействия.

В гл. 1 рассматривается само понятие "исследование", его специфика по сравнению с другими понятиями и категориями, а также роль исследования в современной практике управления. Материал, представленный в гл. 2 и 3, посвящен методологии и организации исследования, которые характеризуют два наиболее важных взаимосвязанных и взаимодействующих фактора, определяющие практический успех исследовательской деятельности. Далее их связь конкретизируется в гл. 4. Знание всего разнообразия подходов и методов позволяет наиболее удачно выбирать и проводить исследования, учитывать возможные критические факторы, составлять рациональную программу и формировать соответствующие творческие коллективы.

Рис. П2. Проблемно-логическая схема курса "Исследование систем управления"

Заканчивается курс очень важной темой, представленной в гл. 5 "Эффективность исследования систем управления". Всякую деятельность, в том числе исследовательскую, необходимо оценивать с точки зрения эффективности ее выполнения. Не всегда легко оценить эффективность исследования, особенно когда дело касается исследования управления. Но знать методы такой оценки необходимо.

Курс "Исследование систем управления" только тогда оказывается полезным и значимым в формировании профессионального сознания будущего специалиста в области менеджмента, когда он теснейшим образом связан со всеми дисциплинами профессиональной подготовки менеджера.

На рис. П2 показаны основные связи данного курса с другими дисциплинами, которые являются необходимым дополнением, предшествующим или последующим, для данного курса. Важно понимать, что он должен преподаваться и восприниматься слушателями или студентами только в этой органичной взаимосвязи.

Конечно, базой для понимания исследования систем управления является курс общего менеджмента, который закладывает фундамент знаний в области управления. По курс "Исследование систем управления" является хорошей предпосылкой для более глубокого освоения курсов "Практический (производственный) менеджмент", "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент" и курса "Управление персоналом" (см. рис. П1).

Стремление определять связи и взаимодействия проблем и знаний, необходимых для их понимания, является главным фактором формирования системного мышления, которое весьма необходимо современному менеджеру и без которого немыслим исследовательский подход к управлению.

В результате освоения курса "Исследование систем управления" студент будет:

знать

• основные положения концепции исследовательской деятельности;

• принципы ее планирования и организации;

• состав методов исследования управления, их особенности и условия использования;

• основные направления и средства совершенствования управления;

уметь

• организовывать индивидуальное и коллективное исследование управления;

• оценивать состояние управления и возможности его развития;

• разрабатывать программу преобразования процесса управления по результатам его исследования;

владеть навыками

• определения творческих и интеллектуальных возможностей персонала и использования их в повышении эффективности коллективной исследовательской деятельности;

• работы с информацией, имеющей наибольшую ценность в исследовательской деятельности;

• методического обеспечения исследования и мониторинга его проведения:

быть компетентным

• в разрешении практических проблем организации и проведения исследований управления;

• методологии исследовательской деятельности;

• социально-психологических вопросах творческой деятельности человека;

• процессах и факторах формирования человеческого капитала.