Предисловие

Невозможное – это зачастую то, что еще никто не пробовал.

Гете

Инновации обычно связывают с крупным бизнесом. Этому есть ряд объяснений: наличие у корпораций значительных финансовых ресурсов, развитая научно-техническая база, маркетинговые инструменты по внедрению на рынок новых продуктов, гибкая ценовая политика и широкие сбытовые возможности, синергетический эффект и, наконец, сила бренда. Благодаря этим факторам грамотные инновации в крупных компаниях имеют мощный резонанс как с точки зрения доходности и увеличения доли рынка, так и в целом в усилении позиций корпоративного бренда. Прозрачность деятельности крупных компаний, детальная отчетность и освещение в средствах массовой информации (СМИ) делают эти инновации доступными для анализа и разработки методологии эффективной инновационной деятельности.

Иная ситуация с малым и средним бизнесом. Дефицит бюджета, "закрытость", неизвестные марки, отсутствие глобального влияния на рынок, как правило, нишевые стратегии, часто короткий жизненный цикл товаров и проектов, отсутствие профессиональных кадров, уникальность каждого кейса – все это осложняет процесс планирования и реализации инновационной деятельности малых фирм.

Тем не менее в последнее время малый бизнес демонстрирует все возрастающую эффективность и интенсивность инновационной деятельности. С появлением современных интернет-технологий в маркетинге, а также благодаря большей гибкости организационных структур и адаптивности стратегий шансы на успех в инновационной деятельности малого бизнеса значительно возрастают.

Целью данного учебника является не только рассмотрение методологии концепций и инструментов современного инновационного менеджмента и маркетинга, но и развенчивание мифа о том, что инновации – это прерогатива крупных компаний. Представленная в книге концепция строится на следующих постулатах.

1. Выражения "успешные инновации" и "капиталоемкие инновации" не являются синонимами. Современная практика показывает, что зачастую малобюджетные инновационные проекты являются самыми эффективными и востребованными.

2. Инновации не означают революционных изменений на фирме. Приоритетом является создание внутрифирменных условий, при которых инновации становятся нормой развития, а не стрессом.

3. Инновации – это не только креатив и поиск идей. Фирмы испытывают затруднения не в формировании новых идей, а в их оценке и внедрении.

4. Современные инновации не сфокусированы исключительно на новых технологиях. Многие успешные инновации представляют собой не технологически новую продукцию, а лишь незначительно усовершенствованный товар или маркетинговые нововведения.

5. Инноваций не обязательно должно быть много. Значительно важнее их комплексность и долгосрочная эффективность.

Таким образом, основной идеей данного учебника является убеждение, что в современной экономике инновации становятся обязательным условием поддержания конкурентоспособности крупного бизнеса и развития малых и средних фирм, а инновационный маркетинг выступает как доступная, реальная и высокоэффективная стратегия роста.

Учебник "Инновационный менеджмент" предназначен для целевой аудитории, ориентированной на деятельность в инновационной экосистеме: студентов бакалавриата и магистратуры, уже имеющих базовые знания в области менеджмента и маркетинга; слушателей школ бизнеса и президентской программы подготовки специалистов; студентов программ второго высшего образования на базе экономических факультетов; менеджеров и предпринимателей.

В качестве основной задачи курса выступает формирование у обучающихся инновационного управленческого мышления, основанного на понимании современной концепции управления инновационной деятельностью, и ознакомление с наиболее эффективными технологиями инновационного маркетинга. Учебник состоит из следующих разделов: "Инновационный менеджмент", "Инновационный маркетинг", "Практикум". В Электронной библиотечной системе размещена презентация курса, состоящая из пяти блоков слайдов.

Принципиально важной частью изучения курса, позволяющей освоить технологии инновационного менеджмента и маркетинга, является "Практикум". В данный раздел включены 15 кейсов и практические задания, позволяющие проанализировать специфику инновационной деятельности фирм и применить на практике теоретические знания, а также лабораторная работа и итоговые тесты по курсу "Инновационный менеджмент". Все кейсы написаны на основе материалов, представленных отечественными и западными компаниями, и направлены на решение конкретных бизнес-проблем в режиме реального времени. В конце каждого кейса даны задания, которые могут выполняться как на занятиях, так и самостоятельно. Работа над кейсами способствует развитию таких системных и коммуникативных компетенций, как:

• развитие инновативного стратегического мышления;

• принятие инновационных решений в условиях риска и неопределенности;

• формирование системы ценностей лидера-новатора;

• эффективная работа в команде;

• толерантность;

• умение взаимодействовать со специалистами разных областей.

По итогам изучения курса "Инновационный менеджмент" студент должен:

знать

• суть комплексного подхода к инновационной деятельности;

• основные концепции управления изменениями в компании;

• основные маркетинговые стратегии;

• примеры успешного применения стратегий маркетинга в реальных компаниях;

уметь

• соотносить уровень конкурентоспособности фирмы с ее инновативностью и стратегическими путями развития;

• использовать технологии репозиционирования продукта и ребрендинга;

• анализировать ситуации и находить инновативные решения по адаптации к изменениям во внешней среде;

• управлять новой информацией и знаниями;

• принимать инновационные решения в условиях неопределенности;

• применять знания на практике, в частности в ходе решения кейсов;

• эффективно и толерантно взаимодействовать со специалистами из других областей;

• проводить системный анализ возникших и потенциальных проблем;

• находить оптимальное маркетинговое решение в рыночной среде;

владеть

• понятийным аппаратом в инновационной области;

• навыками эффективной работы в команде в условиях ограниченности во времени;

• основными технологиями маркетинга нового продукта (такими как разработка концепции нового товара и определение его места в продуктовом портфеле фирмы, расчет доходности и прогнозирование продаж нового товара и т.д.);

• навыками эффективного управления инновационными проектами;

• инновативным стратегическим мышлением;

• системой ценностей лидера-новатора;

• навыками эффективной презентации.

Авторы выражают признательность всем предпринимателям и менеджерам компаний, предоставившим материалы для написания кейсов.

С уважением и пожеланием успеха,

Ольга Хотяшева,

Максим Слесарев