ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс "Инновационный менеджмент" интегрирует в себе информацию, полученную из курсов: "Экономический анализ", "Основы менеджмента", "Маркетинг", "Финансовый менеджмент", "Стратегический менеджмент", "Разработка управленческого решения", "Производственный менеджмент", "Интеллектуальная собственность" и др. Но, кроме того, этот курс содержит специфические материалы, свойственные только для него.

Понимание важности, значимости инновационных процессов особенно актуально в нашей стране для текущего периода экономических реформ, когда страна постепенно переходит к устойчивому инновационному развитию и планирует полноправную деятельность в ВТО. Сегодня уже стало очевидным, что эффективное экономическое развитие страны неразрывно связано с инновационными процессами. Практически эти условия обеспечивают приоритетность "Инновационного менеджмента" в ряду других управленческих дисциплин.

Выпущенные до сего времени учебники и пособия не охватывают всех проблем, которые возникают при освоении инноваций на современном этапе экономического развития страны. Это отчасти связано с тем, что базой для этих учебников служила политэкономия, в которой понятия "интеллектуальный продукт" и "интеллектуальная собственность" практически отсутствовали (традиционно - в советское время в стране интеллектуальная собственность относилась к запретным понятиям). Но именно деятельность по созданию интеллектуального продукта, превращению его в материальный, с последующим выходом на реальный рынок и составляет инновационный процесс.

Непонимание роли интеллектуального продукта (интеллектуальной собственности) в инновационном процессе привело к распространенному непониманию истоков, приоритетов инновационного развития, о котором так много говорится в последнее время, но, к сожалению, до практического воплощения не доходит. В недооценке роли интеллектуальной собственности в рыночной экономике кроется и одна из причин столь долго (15 лет) продолжавшегося противодействия вступлению нашей страны в ВТО.

Поэтому данный учебник с учетом эволюции взглядов на инновационное развитие содержит несколько расширенную информацию по сравнению с традиционными учебниками: в частности, приведены модели единичного и непрерывного инновационного развития, модель компенсационного инновационного развития одновременно с реструктуризацией системы менеджмента в стране; проанализирована цикличность инновационных процессов в контексте как исторических, общественных, так и природных, физических процессов; сделан вывод о корреляции циклов солнечной активности с циклами экономической конъюнктуры и инновационной активности; приведена подробная структура инновационного процесса, определены этапы маркетинга в этой структуре; даны основные понятия об интеллектуальном продукте, об объектах интеллектуальной собственности, их коммерциализации, проанализированы недостатки действующего патентного права в рамках Гражданского кодекса РФ и даны предложения по его совершенствованию; приведены принципы венчурного инвестирования; описаны новые, перспективные инновационные структуры, в том числе, консультационные, введено определение совершенной финансово-промышленной группы: голокластера (термин автора); предложен подход в антикризисном управлении с использованием принципов инновационного развития; сформулирована стратегия создания и развития эффективного инновационного менеджмента в стране и др.

Цели преподавания по данной дисциплине: изложение материала в рамках теоретических и практических основ современного эффективного менеджмента в инновационной сфере деятельности общества, без чего невозможно создание реальных рыночных отношений и устойчивое развитие экономики страны.

Модель подготовки бакалавра-менеджера включает знание: основных положений и этапов инновационного процесса; определения и классификации инноваций; понятия интеллектуальных продукта и собственности; основных моделей инновационного развития; организационных форм инновационного менеджмента, особого места венчурных предприятий; особенностей венчурного инвестирования; экспертных методов оценки эффективности инновационных проектов; бизнес-планирования; функционально-стоимостного анализа; основ интеллектуальной собственности; приемов коммерциализации инноваций и интеллектуальной собственности; программно-целевого подхода при инвестировании инновационных проектов; лицензионных договоров, видов платежей; способов создания благоприятных условий для создателей инноваций; методов преодоления кризиса с применением инновационного менеджмента; стратегий инновационного развития.

Задачи курса состоят в формировании комплекса знаний и умений по применению основных концепций, методов и приемов эффективного инновационного менеджмента в современных организациях, а также в практике экономических преобразований в регионах и стране.

В результате изучения курса студент должен

знать:

- основное направления инновационного управления в условиях рыночной экономики с учетом динамики кризисных явлений;

- основные формы инновационного менеджмента, обеспечение принципов создания условий для нововведений при развитии эффективного производства.

уметь:

- составлять и оформлять инновационное проекты;

- разрабатывать бизнес-планы инновационных, проектов;

- составлять типовой договор на разработку и освоение инновации;

- знать документирование заявки на изобретения всех видов;

- составлять лицензионные договоры на освоение инноваций;

- рассчитывать эффективность освоения инновации;

В связи с постепенным переходом к двухступенчатому обучению - бакалавриату и магистратуре следует отметить, что комплекс знаний, необходимых при этом по дисциплине "Инновационный менеджмент" (даже при изменении названия дисциплины, например Менеджмент инноваций и т.п.), существенных изменений не претерпевает. Оценка знаний при этом проводится по полученным компетенциям. Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

1) обще культурными (ОК):

- знать и понимать законы развития природы, общества и мышления и уметь оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- уметь анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

- владеть культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- быть способным находить организационно-управленческие решения и готовым нести за них ответственность (ОК-8);

- уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

- стремиться к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

- понимать роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

- уметь учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

- придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22).

2) профессиональными (ПК):

- быть готовым участвовать в реализации программ организационных изменений, преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17) - главы 4, 5, 8;

- владеть методами управления проектами и быть готовым к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20) - главы 4, 5, 7;

- быть готовым участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21) - главы 1, 6;

- обладать способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43) - главы 3, 4;

- уметь разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49) - главы 2, 4, 7.

С целью концентрации внимания студентов на практически значимых положениях, подходах, методах, сокращен до минимума перечень второстепенных определений, диаграмм, таблиц.