Предисловие

В современном мире активно формируется новый тип экономической системы – инновационная экономика. Инновационная экономика базируется на интенсивном создании новых знаний и технологий, их преобразовании в новые продукты и услуги и масштабном распространении последних как в рамках конкретной страны, так и за ее пределами. В новой экономике происходит фактически непрерывное техническое и технологическое совершенствование, обучение и повышение квалификации персонала. В этих условиях особое значение приобретает знание как экономическая категория, которая способствует развитию новых направлений экономики и модернизации уже существующих. Знания, информация становятся важнейшим товаром, главным экономическим ресурсом.

Деятельность, направленная на получение такого знания и его трансформацию в конечные продукты, процессы и услуги, рассматривается как одно из главных условий модернизации экономики, перехода к новой, постиндустриальной стадии развития. Развитие экономики, основанное на интеллектуальном ресурсе, является сегодня наиболее обоснованным, поскольку обеспечивает при минимуме материальных затрат максимальную отдачу на вложенный капитал. Активизация инновационных процессов в стране призвано способствовать росту общей конкурентоспособности и эффективности национальной экономики и повышению уровня благосостояния населения. Управление этими процессами в рамках реализации инновационной политики страны в целом и отдельных хозяйствующих субъектов в частности является важнейшей задачей сегодняшнего дня.

На разработку и создание инновационной политики государства и предприятий влияют не только высокая сложность и динамичность социально-экономических процессов, но также следующие причины:

• усиление интернационализации, глобализации рынков, расширение рынков сбыта, появление новых торговых площадок и формирование спроса на новые товары, услуги;

• сокращение жизненного цикла новшеств, усиление и ужесточение конкуренции, появление на рынках большого числа новых игроков;

• появление принципиально новых технологических решений, которые требуют в свою очередь совершенствования принципов и методов организации деятельности участников рынка;

• нехватка высококвалифицированных специалистов во всех областях деятельности, в том числе – в инновационной, образовательной и исследовательской сфере.

Решение задачи формирования инновационно ориентированной экономики, отмеченной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, в этой связи предполагает разработку и реализацию сбалансированной стратегии и политики, учитывающей все аспекты, оказывающие влияние на инновационные процессы в стране.

На уровне отдельных предприятий и компаний расширение инновационной активности базируется на анализе и учете тенденций, оказывающих значительное влияние на характер развития соответствующих рынков и отраслей. Решающую роль в развитии инновационной активности хозяйствующих субъектов играет также доступ к источникам информации и объектам инновационной инфраструктуры, возможность привлечения доступного финансирования, наличие квалифицированных специалистов и, что принципиально важно, существование в экономике развитой институциональной среды.

Кроме того, существенную роль в развитии инновационной активности играет теоретическое осмысление процессов создания и распространения новшеств. Как представители бизнес-сообщества, так и органов исполнительной власти должны иметь глубокие познания в области развития теории инноваций, иметь представления об общих закономерностях развития науки и техники, обладать знаниями в области практики управления и организации инновационной деятельности, а также особенностей формирования и реализации инновационной политики на соответствующем уровне.

Эта книга ставит своей целью дать представление о проблемах государственной научной и инновационной политики в целом, задачах, направлениях и механизмах управления сферой исследований и разработок как на государственном уровне, так и на уровне отдельно взятого предприятия.

С этой целью в учебнике рассматриваются базовые понятия инновационной деятельности; раскрываются методы управления инновационными процессами на макро- и микроуровне; определяются методы оценки эффективности инновационных проектов и способы управления интеллектуальной собственностью.

В настоящем издании рассмотрены вопросы эволюции моделей инновационного процесса, основные исторические стадии развития концепций инновационной деятельности; раскрыты особенности инфраструктуры инновационной деятельности в разрезе ее основных составляющих; отражены ключевые вопросы современного инновационного законодательства России и определена специфика понятий "интеллектуальная собственность" и "нематериальные активы".

Значительное внимание уделяется вопросам подготовки высококвалифицированных специалистов для инновационной экономики. В частности, проанализировано текущее состояние образовательной сферы страны, рассмотрена схема подготовки кадров и принципы взаимодействия вузов в ходе подготовки специалистов для нужд инновационной экономики.

Акцент сделан на изучении целей и задач инновационной политики, факторов, оказывающих на ее влияние, способах реализации инновационной политики на уровне предприятия, региона и государства, принципах ее разработки и методах анализа существующей инновационной политики, практическим вопросам реализации инновационной политики. Излагается зарубежный опыт формирования и функционирования национальной инновационной системы, основные принципы поддержки и развития инновационной деятельности на уровне государства.

Детально рассматриваются проблемы формирования национальной инновационной системы Российской Федерации. Проведен анализ факторов, определяющих текущее состояние инновационной деятельности в России, и сформулированы основные рекомендации в отношении инновационной политики РФ.

В рамках настоящего учебника решается задача систематизации материалов по курсу "Инновационная политика" для самостоятельной работы студентов в процессе приобретения образовательно-квалификационного уровня "магистр" на основе Болонской декларации.

Курс "Инновационная политика" интегрирует знания, полученные из других курсов и дисциплин, таких как "Основы менеджмента", "Стратегический менеджмент", "Маркетинг", "Финансовый менеджмент", "Инвестиционный анализ", "Менеджмент инвестиционных проектов", "Инновационный менеджмент", "Управление интеллектуальной собственностью" и др.

Структура учебника основывается на учебной программе курса "Инновационная политика".

Учебник включает теоретический материал, вопросы и задания для самоконтроля, тесты, задачи, список литературы. Издание содержит значительное число схем, таблиц и рисунков, наглядно иллюстрирующих теоретический материал.

Теоретический материал данного учебника логично объединен в одиннадцать глав, при этом главы систематизированы по четырем тематическим разделам.

I. Общие положения концепции инновационной деятельности.

II. Государственное регулирование инновационной политики на макроуровне.

III. Инновационная политика на микроуровне.

IV. Практическая реализация инновационной политики.

В рамках раздела I аккумулируется информация о теории инноваций и инновационной деятельности, здесь раскрываются особенности инновационной экономики, отражается роль новшеств в социально-экономическом развитии страны и общественном воспроизводстве в целом.

В разделе II рассматривается понятие государственной инновационной политики и стратегии, раскрываются направления и механизмы управления инновационным процессом на макроуровне. Особое внимание уделяется проблемам формирования национальной инновационной системы России, оценке уровня инновационности национальной экономики, в том числе по сравнению с развитым странами.

В разделе III отражены аспекты управления инновационной деятельностью на уровне предприятий, являющихся субъектами реализации инноваций. В разделе не только рассматривается понятие инновационной политики и стратегии предприятия, но и раскрываются факторы его восприимчивости к инновациям и представлены методы оценки эффективности инновационных проектов.

В заключительном разделе IV учебника рассматриваются проблемы коммерциализации и вывода инновационных продуктов и услуг на рынок, способы управления интеллектуальной собственностью.

С целью концентрации внимания читателей на практически значимых положениях, подходах, методах, материал дополнен тестовыми задачами, а также контрольными вопросами и ключевыми словами для самостоятельной проверки полученных знаний.

По итогам изучения учебника у его читателей должен сформироваться комплексный взгляд на проблемы управления инновационными процессами на различных уровнях.

В результате освоения дисциплины "Инновационная политика" студент должен:

знать

• базовые понятия теории инновации и инновационной деятельности, особенности организации инновационного процесса, роль и место инноваций в современной социально- экономической системе;

• основные методы государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности, в том числе на региональном уровне и в кластерах;

• особенности поддержки и развития вьтсокорискового инвестирования в России и за рубежом;

• текущее состояние и проблемы развития инновационной системы России, законодательно-правовое обеспечение инновационной деятельности страны;

• теоретические аспекты управления инновационным развитием на предприятии и типологию инновационных стратегий предприятия;

• основные показатели оценки эффективности инновационных проектов и программ;

• особенности рынка новшеств и инноваций, а также стратегии реализации инновационных продуктов и условия их применения;

уметь

• выявлять проблемы развития среды инновационной деятельности, ключевые факторы, стимулирующие инновационную активность и препятствующие ее развитию;

• анализировать и оценивать показатели, характеризующие динамику и уровень развития российской инновационной системы;

• находить организационно-управленческие решения для реализации целей инновационного развития предприятия;

• выявлять факторы, определяющие восприимчивость предприятий к инновациям, и разрабатывать решения в области повышения восприимчивости и заинтересованности бизнеса в новшествах;

• разрабатывать бизнес-планы инновационных проектов и рассчитывать эффективность освоения инновационных решений, выявлять риски реализации инновационных проектов и давать их оценку;

• выявлять проблемы коммерциализации нововведений и вывода интеллектуальных продуктов на рынок;

владеть

• методами управления развитием инновационной сферы на макроуровне, в том числе методами системного анализа при решении проблем инновационного развития;

• современными методами управления кадрами в инновационной экономике;

• методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в области управления инновационной деятельностью предприятия и оценки его инновационного потенциала;

• подходами к анализу результативности инновационной стратегии предприятия;

• количественными и качественными методами анализа и оценки и управления рисками инновационных проектов;

• подходами к формированию и управлению портфелем инновационных проектов;

• методами выведения инновационных продуктов на рынок и способами продвижения инновационных товаров на рынок.

ОГЛАВЛЕНИЕ учебника соответствует программе нормативной дисциплины для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080500 "Менеджмент", и студентов, обучающихся по программам магистратуры.

Учебник представляет интерес для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, руководителей научно-исследовательских организаций и специалистов всех уровней управления в области инновационной деятельности.