Предисловие

Учебник "Информатика для гуманитарных специальностей" предназначен для студентов, изучающих дисциплину "Информатика" по программам академического бакалавриата в области гуманитарных наук. Эта дисциплина входит в перечень обязательных общепрофессиональных дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров и является одной из основных образовательных дисциплин, обеспечивающих умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной деятельности специалиста-гуманитария навыки работы с компьютером, сбор, обработку и интерпретацию с использованием современных информационных технологий данных, необходимых для формирования суждений по соответствующим общегуманитарным и профессиональным проблемам. При написании настоящего учебника авторы стремились максимально полно, системно и комплексно отразить все основные разделы использующихся в современном российском вузовском образовании типовых учебных программ по информационным технологиям, которые необходимо освоить бакалаврам-гуманитариям, а также использовать положительный зарубежный опыт в этой области. Освоение материала учебника позволит студенту-бакалавру получить представление об информатике как основе современного информационного общества, овладеть базовыми компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий и научиться эффективно применять методы и приемы использования информационно-компьютерных технологий в исследовательской и практической деятельности в сфере профессиональной устной и письменной коммуникации.

Необходимость в обеспечении первого уровня вузовского гуманитарного образования (бакалавриата) базовыми учебными материалами по информатике стоит сегодня особенно остро в связи с переходом на двухуровневую систему образования в высшей школе и внедрением в учебный процесс новых образовательных стандартов по всем гуманитарным дисциплинам. При этом в базовом учебнике, как нам представляется, необходимо не только учитывать принцип преемственности всех уровней образовательного процесса в вузе, но и постараться оптимально использовать результаты предшествующих этапов подготовки студентов. Поэтому некоторые вопросы, которые, как показывает наша многолетняя практика преподавания бакалаврам дисциплины "Информатика" в высшей школе, недостаточно хорошо усваиваются учащимися в процессе школьного обучения, рассматриваются в настоящем учебнике с учетом типовых лакун в предшествующей подготовке студента, в то время как новый, не изученный ранее, материал представлен максимально подробно и полно, с использованием большого количества практических примеров и разнопланового иллюстративного материала, облегчающего его усвоение людьми с разными когнитивными тинами восприятия информации.

При подготовке текста учебника авторы постарались также в полной мере учесть особенности исходной гуманитарной подготовки учащихся, поэтому все специальные термины и терминологические понятия снабжены краткими и ясными дефинициями и пояснениями непосредственно по ходу изложения материала. Для поддержки необходимого уровня внимания при освоении материала, который, несомненно, является непростым для гуманитарно ориентированного учащегося, в тексте учебника систематически приводятся интересные и познавательные факты из истории становления информационных технологий, показаны примеры их успешного применения в разного рода гуманитарных исследованиях, в частности в наиболее значимых для развития современной науки гуманитарных проектах (электронные библиотеки, корпусная лингвистика и др.), а также в обучении и образовании (дистанционное образование, включенное обучение и др.).

Учебник состоит из 16 глав, распределенных по четырем разделам. Раздел I "Теоретические вопросы информатики" посвящен обсуждению предмета и задач информатики как науки, изложению ее истории и роли в построении информационного общества, а также изучению базовых вычислительных технологий, в том числе сетевых средств обработки информации. В разделе II "Информационно-коммуникационные технологии" впервые подробно и в строгой логической последовательности изложена история и основные этапы становления глобальных сетей Интернет и WWW (в том числе с учетом российской специфики на материале Рунета), подробно рассмотрены все основные сетевые сервисы и их воздействие на пользователей Интернета, затрагиваются некоторые ключевые вопросы авторского права в Интернете. Раздел III "Основы компьютерной графики" является еще одним инновационным разделом учебника, так как в нем впервые в сжатой и доступной для учащегося-гуманитария форме изложены базовые сведения о компьютерной обработке изображений, основных технологических и программных средствах, позволяющих более широко включать мультимедийную графическую информацию в научную и педагогическую деятельность современного специалиста-гуманитария. Раздел IV "Прикладные программные средства (с изучением конкретных программных средств)" ориентирован на практику применения современных информационных технологий и посвящен изучению и практическому освоению базовых программных средств офисного назначения (текстового процессора, электронных таблиц, средств создания компьютерных презентаций, программных средств управления базами данных и типового графического редактора). В отличие от предшествующих учебных пособий по стандартным офисным прикладным программам, практически ориентированные разделы и главы учебника, помимо подробного изучения программного обеспечения, входящего в офисный пакет MS Office и графического редактора MS Paint, вводят в сферу изучения новые материалы, которые позволяют учащемуся приобрести актуальные компетенции, в частности освоить базовые технологии эффективного информационного поиска в Интернете, а также изучить преимущества и недостатки основных типов сетевой коммуникации (вебинары, блоги, виртуальные среды, вики-технология) и, в том числе, познакомиться с психологическими и социальными опасностями, которые связаны с использованием современных социальных сетей.

Все главы учебника содержат контрольные вопросы и задания, позволяющие самостоятельно проверить качество усвоения изложенного материала. С целью более глубокого изучения содержания разделов учебника читатель может обратиться к списку литературы, приведенному в конце каждой главы. Списки литературы включают как обязательные, так и рекомендуемые источники для самоподготовки и более глубокого изучения отдельных вопросов по желанию учащегося.