Предисловие
Вниманию читателей предлагается седьмое издание учебника "Философия". Предыдущие шесть изданий получили положительную оценку студентов высших учебных заведений, преподавателей, научных работников.
Данный учебник для бакалавров отличается ясным, доходчивым изложением философских проблем, порой достаточно сложных, но значимых для понимания современной философии, ее связи с другими науками и проблемами общественного развития. Авторы стремились к тому, чтобы полнее раскрыть ОГЛАВЛЕНИЕ философской мысли в ее историческом развитии и рассмотреть наиболее актуальные современные философские проблемы. Представления авторов о содержании современного учебника по философии нашли отражение в его структуре.
В первом разделе рассматриваются основные положения о предмете философии и специфике философского знания, различные философские системы – материалистические, идеалистические, религиозные и их разновидности. В связи с этим рассматривается соотношение философии и мировоззрения, философии и науки. Анализируется роль философии как теории и методологии познания человеком мира и самого себя, ее основные функции.
Во втором разделе рассматриваются наиболее важные вехи в историческом развитии философской мысли. Показаны общие и специфические черты в философии Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени. А также в различных направлениях современной философии.
В третьем разделе излагаются основы философского понимания мира. В том числе проблемы бытия, материи, сознания и познания, диалектики как метода познания и теории развития.
В четвертом разделе раскрываются основные положения социальной философии, т.е. философского осмысления проблем общественного развития. Характеризуются основные направления социальной философии. Показано ее значение как теории и методологии познания общественных явлений. Рассматриваются взаимодействие основных элементов общества как социальной системы, диалектика исторического процесса, взаимодействие общества и природы.
В заключительном, пятом разделе учебника освещаются философские проблемы человека, его существования в современном обществе и его ценностные ориентации.
В учебнике сочетаются историко-философские и проблемные методы изложения материала с учетом наиболее значимых результатов современных естественных и общественных наук, а также общественной практики.
Учебник существенно доработан и обновлен. Большинство глав учебника написаны заново на основе учета последних достижений философской мысли. Под этим углом зрения доработаны и остальные главы.
Изучив вузовский курс современной философии, представленный в настоящем учебнике, студент должен:
знать
• мировоззренческие основы различного толкования мира (научного и ненаучного, например, религиозного), в котором живет и развивается современное человечество;
• взаимосвязь и взаимное дополнение различных философских концепций, их роль в духовной жизни современного общества;
• суть творческого плюрализма в философском осмыслении явлений действительности, не имеющего ничего общего с механистическим соединением различных концепций, а направленного на всестороннее изучение явлений действительности;
уметь
• применять в познавательной деятельности достижения современной философии, прежде всего ее мировоззренческие положения, а также диалектики процесса познания;
• отличать методологию подлинно научного познания мира от ее извращений в различных мифологиях и мистификациях;
владеть
• всей совокупностью общенаучных методов познания действительности, в том числе системным анализом, методом исторической аналогии и др.