Предисловие
Россия особенна тем, что ее население составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен, – это множество языков, культур, традиций. Как неисчислимы природные богатства страны, так же неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов России – великом множестве исконных, но разных и непохожих культур. Казалось бы, такое богатство должно стать предметом величайшей гордости каждого россиянина, однако, хоть и горько это признавать, дело обстоит совсем не так. Нередки случаи возникновения напряженности между представителями разных народов, факты национального унижения и попрания достоинства не только личности, но и целого народа. Поражает статистика почти полного отсутствия у школьников и студентов вузов представлений о народах России, их традициях, искусстве, даже их названиях. Трудно решать задачи патриотического воспитания, не научив детей гордиться многообразием языков и национальных традиций своей страны.
Слепота и глухота многих взрослых по отношению не только к чужой, но даже к своей традиционной культуре объясняются тем, что еще в детские годы их не ввели в многоцветный мир российских культур. Хотя почти каждый ребенок оказывается в соприкосновении с представителями разных народов, они остаются для него чаще всего чужими и непонятными.
Учитель в состоянии повернуть школьников лицом к многообразию российских культур, но этого не происходит, так как педагог сам не осведомлен о них, да и никакие школьные программы такого не предусматривают, поэтому в школьных коллективах бытует множество предрассудков в отношении народов, представители которых учатся в одном классе. К нерусским детям часто относятся с высокомерием, предубеждением, недоброжелательством, что создаст в коллективе некомфортную, напряженную, мешающую учебе обстановку, обостряя проблемы воспитания.
Изменить сложившуюся ситуацию возможно, если в школе вести целенаправленную работу по развитию культуры межнационального общения и воспитанию толерантности – умения воспринимать человека таким, какой он есть. Подготовка к исполнению этой важнейшей обязанности педагога предусмотрена современными образовательными стандартами для педагогических учебных заведений, а данное учебное пособие предназначено для изучения педагогики различных этносов.
Пособие не имеет аналогов, оно оригинально по замыслу и построению. В нем впервые в педагогической литературе обобщены данные исследования этнокультур и этнопедагогики народов России, проживающих в различных регионах – в Поволжье и Приуралье, на Северном Кавказе, в Сибири и на Крайнем Севере. На основе анализа факторов, повлиявших на этнокультуры, авторы пособия показывают своеобразие национальной психологии отдельных этносов и сложившейся у них традиции воспитания детей. Изучение будущими педагогами представленных в пособии материалов должно способствовать развитию у учителя и детей благожелательного интереса к различным народам, научить их гордиться национальными богатствами своей Родины.
В процессе изучения дисциплины "Этнопедагогика" студент должен овладеть следующими компетенциями:
Общекультурными (ОК):
• способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
• готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).
Профессиональными (ПК):
• способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
• способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность, самостоятельность, творческие способности (ПК-7);
• способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать
• основные концепции возникновения и развития этносов, истоки народной педагогики;
• особенности обучения и воспитания в семьях, исповедующих разные верования и живущих в различных природных условиях региона;
• нормы общечеловеческой морали, являющиеся основой народной педагогики;
• особенности обрядности в различных этнических группах и общинах; основы народной дипломатии, народного этикета;
• сущность межэтнического общения, методы подготовки к межкультурному взаимодействию, пути и средства формирования у детей культуры межнационального общения;
• принципы и технологии формирования культуры межнационального общения;
уметь
• использовать потенциал народной педагогики в формировании толерантности и навыков межкультурного взаимодействия;
• прививать ребенку этические нормы поведения в поликультурной и поликонфессиональной среде;
• воспитывать в ребенке уважение к человеку другой национальности;
• формировать у ребенка культуру межнационального общения;
• учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;
владеть
• навыками использования средств народной педагогики в формировании культуры межнационального общения;
• навыками межкультурного взаимодействия, организации межкультурного диалога;
• умением разрешения межнациональных конфликтов, этнотолерантного поведения;
• умением вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития.