Предисловие
В последнее время в центре внимания все чаще оказываются поведение чиновников, их моральный облик. Государство и общество стали оценивать не только профессиональные способности и компетенцию государственных и муниципальных служащих, но и степень соблюдения ими выработанных нравственных принципов, правил служебного (делового) этикета. Служение государству и обществу, неподкупность, честность, справедливость, принципиальность, ответственность за свои действия, вежливость, тактичность, умение правильно одеваться и говорить – все это становится важным индикатором оценки деятельности государственного аппарата.
Анализ внедрения нравственных принципов в практику деятельности государственных и муниципальных органов показывает, что не везде сформировано правильное представление о том, что такое мораль, нравственность, профессиональная этика, административная этика, каковы их функции в обществе, как использовать выработанные нравственные принципы при формировании здорового морально-психологического климата в коллективе, в процессе подбора, расстановки, управления и воспитания государственных и муниципальных служащих.
Все это обусловливает важность и необходимость изучения дисциплины "Этика государственной и муниципальной службы", которая входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) для бакалавров.
В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина "Этика государственной и муниципальной службы" обеспечивает инструментарий формирования профессиональных компетенций бакалавра.
Целью изучения дисциплины "Этика государственной и муниципальной службы" является изучение теоретических и исторических основ функционирования нравственной составляющей на гражданской и муниципальной службе как у нас в стране, так и за рубежом, формирование у обучающихся умений и навыков творческого использования полученных знаний в их будущей деятельности, повышение уровня общей и профессиональной культуры.
Задачами дисциплины являются:
• раскрытие теоретических и исторических основ морали как объекта этики;
• ознакомление с сущностью и ОГЛАВЛЕНИЕм нравственных принципов государственной и муниципальной службы;
• изучение зарубежного опыта применения нравственной составляющей на государственной службе;
• усвоение общих правил служебного (делового) этикета, являющихся актуальными в современных условиях.
При изучении дисциплины "Этика государственной и муниципальной службы" студент должен:
знать
• теоретические основы морали как объекта этического знания;
• генезис учения о морали в мировой и отечественной мысли;
• современные этические концепции;
• сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ административной этики;
• сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ нравственных принципов государственной и муниципальной службы;
• основы применения нравственных принципов на государственной службе за рубежом;
• ОГЛАВЛЕНИЕ служебного (делового) этикета государственного и муниципального служащего;
уметь
• анализировать нравственные проблемы современного российского общества, рабочего коллектива;
• осуществлять учет нравственных требований в процессе работы с государственными и муниципальными служащими;
• применять зарубежный опыт использования нравственных принципов на государственной службе в отечественной практике;
• разрабатывать предложения руководителю по установлению в коллективе здорового морально-психологического климата;
• использовать информацию, полученную в результате анализа нравственных проблем государственной и муниципальной службы в своей профессиональной деятельности;
владеть
• понятийным аппаратом в области этики, профессиональной этики, административной этики;
• методикой оценки нравственной составляющей профессионализма кадров на всех этапах прохождения государственной и муниципальной службы;
• современными методами сбора, обработки и анализа информации в области этических основ государственной и муниципальной службы;
• технологией предупреждения и разрешения нравственных конфликтов в коллективе;
• основными правилами служебного (делового) этикета применительно к государственной и муниципальной службе;
• механизмами внедрения норм служебного (делового) этикета в деятельность государственных и муниципальных служащих.
Целью настоящего учебника является анализ теоретических и исторических основ морали как объекта этики, раскрытие сущности и содержания нравственных принципов государственной и муниципальной службы РФ, рассмотрение зарубежного опыта использования нравственной составляющей в деятельности государственных органов, который может быть полезен в современных условиях, формулировка основных правил служебного этикета государственных и муниципальных служащих.
Учебник состоит из четырех глав. В первой главе раскрыты теоретические и исторические основы морали как объекта этического знания, рассмотрены сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ профессиональной этики, административной этики как одного из видов профессиональной этики, проанализированы основные нравственные проблемы современного российского общества, которые оказывают существенное воздействие на деятельность института государственной и муниципальной службы.
Во второй главе представлены сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ нравственных принципов государственной и муниципальной службы: служения государству и обществу; законности, гуманизма; ответственности, справедливости, лояльности; политической нейтральности; честности и неподкупности.
В главе изложены основные положения методики учета нравственных требований в процессе работы с государственными и муниципальными служащими.
В третьей главе рассмотрена практика внедрения нравственных принципов в деятельность государственных органов власти таких стран, как США, Великобритания, Германия, Нидерланды, Канада, Австралия, Япония, Китай и Южная Корея.
В четвертой главе изложены основные правила служебного этикета государственного и муниципального служащего, описаны механизмы внедрения норм служебного этикета в практику их деятельности.
При подготовке учебника были использованы материалы, содержащиеся в научной и публицистической литературе, которая посвящена нравственной проблематике. Он может быть полезным не только бакалаврам всех направлений, но и тем, кто активно интересуется вопросами нравственного совершенствования общества, духовного мира человека.