Предисловие
Предлагаемый учебник по этике предназначен для студентов (будущих бакалавров) философских факультетов и специальностей. Концептуально он исходит из двух предпосылок: этика является существенной и неотъемлемой частью (аспектом) философии; ее изучают не для того только, чтобы знать, что такое мораль, а для того в первую очередь, чтобы стать моральным. Студентам-философам этика необходима и как специалистам, поскольку она входит в их профессиональную подготовку, и как конкретным индивидам, неизбежно вынужденным в повседневной жизни сталкиваться с необходимостью и трудностью принятия морально взвешенных решений. Соответственно этому учебник преследует две основные цели:
- изложить свод основных достижений философии в деле познания морали с учетом исторически сложившегося многообразия теоретических подходов и нормативных программ;
- способствовать формированию у студентов культуры моральных размышлений и оценок, гражданского самосознания и индивидуально-ответственного стиля жизни.
По итогам изучения курса этики студент должен:
знать
o каково место этики в структуре философии и в чем заключается ее своеобразие;
o основные этапы исторического изменения предмета этики и ОГЛАВЛЕНИЕ современных дискуссий вокруг понятия морали;
o каковы различия между этикой добродетелей Аристотеля и этикой категорического императива Канта;
o отличие морали от других форм духовно-практического освоения действительности;
o каковы основные способы теоретического обоснования морали;
o теоретические опыты морального нигилизма и причины их несостоятельности;
o что такое моральный абсолютизм и в какой мере он может быть действенным;
o в чем заключается так называемая "натуралистическая ошибка" в определении добра;
o специфику и функции основных категорий морали и этики: добро, зло, долг, ответственность, любовь, забота, справедливость, совесть, стыд, добродетель, счастье;
o какие существуют взгляды на вопрос о соотношении морали и политики;
o современные споры по вопросу о справедливости вообще и критериях справедливости применительно к практике войны в частности;
o в чем заключается своеобразие морального подхода к наказанию в отличие от правового;
o что такое этика ненасилия и каковы ее перспективы в современном мире;
o как соотносятся между собой теоретическая и прикладная этика; разновидности прикладной этики;
o основные требования, предъявляемые к профессиональным и нормативным кодексам, а также институты и процедуры, посредством которых обеспечивается их действенность;
o поле нормативных проблем в бизнесе;
o своеобразие и основную проблематику биоэтики;
уметь
o аргументировать свою позицию в рамках публичных дискуссий по нравственным проблемам;
o квалифицировать собственное поведение и окружающие социальные явления с точки зрения моральных критериев;
o проводить сравнительный анализ основных культурно-исторических типов нравственности;
o критически анализировать состояние общественных нравов и разнообразные моральные практики;
o использовать знания по этике в педагогической и воспитательной работе;
o владеть навыками социальной и этической экспертизы общественных проектов и жизненных ситуаций;
o ставить себя на место другого и осуществлять анализ собственных намерений в соответствии с логикой золотого правила нравственности;
o пользоваться деонтологическим и утилитаристским этическими методами при оценке решений в сфере деловых отношений;
o идентифицировать злоупотребление моральными призывами и инвективами в демагогических целях;
владеть
o методами нравственного самосовершенствования и самоконтроля;
o навыками толерантного отношения к расовым, национальным, религиозным различиям людей;
o методикой организации публичных дискуссий по злободневным моральным проблемам;
o способностью проводить этическую экспертизу управленческих и политических решений;
o навыками консультирования по вопросам межличностных отношений, связанных с вопросами деловой, профессиональной и корпоративной этики;
o методикой преподавания курсов по этике в объеме среднего и среднего специального образования;
o способностью наладить работу по разработке моральных кодексов и созданию этических комитетов в организациях.